Вы на портале

Установление единой формы ликвидационного баланса: проект постановления

В настоящее время Советом Министров Республики Беларусь подготовлен проект постановления «Об установлении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса юридического лица» (далее – проект Постановления). В статье рассмотрим содержание предлагаемых постановлением форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса (далее – формы) с позиции соблюдения баланса интересов государства, а также самих участников процесса ликвидации и дадим рекомендации собственникам, предполагающим принять решение о ликвидации.

Оксана Дребезова

Антикризисный управляющий 

1377 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Необходимость законодательной разработки форм ПЛБ и ЛБ

Потребность в разработке на законодательном уровне единых форм промежуточного ликвидационного баланса (далее ‒ ПЛБ) и ликвидационного баланса (далее ‒ ЛБ) назрела уже давно. Это обусловлено необходимостью защиты интересов государства, кредиторов и собственников бизнеса, а также упорядочения сведений, отражаемых в ПЛБ и ЛБ. Такие сведения должны содержать необходимую, полную, достаточную и достоверную информацию о процессе ликвидации с целью обеспечения его прозрачности, защиты прав кредиторов и самих собственников ликвидируемого юридического лица.

Составление ЛБ – неотъемлемая часть процесса ликвидации организации. ЛБ бывает промежуточным и окончательным. Если описать процесс результативности ликвидации простыми словами, без ссылок на нормы законодательства, то наиболее благоприятный «сценарий» ликвидации ‒ это окончательный ликвидационный баланс с «нулями» и исключение юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ‒ Регистр). Если же «нулей» в ЛБ не получилось и остались долги, осуществляется процедура банкротства.

В настоящее время в ЛБ и ПБЛ отражается информация, предусмотренная ч. 1 п. 2 ст. 59 ГК. Так, в ПЛБ указываются состав и стоимость имущества, требования кредиторов и результаты их рассмотрения, а в ЛБ ‒ состав стоимости и судьба оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица, размер предъявленных кредиторами требований, размер удовлетворенных требований кредиторов.

Заинтересованные лица, участвующие в ликвидации

Интерес государства в процессе ликвидации ‒ получение в полном объеме обязательных платежей, связанных с реализацией активов ликвидируемой организации, взыскание дебиторской задолженности, надлежащее списание на внереализационные расходы непредъявленных требований кредиторов, передача оставшегося имущества (активов) собственнику.

Интерес кредитора в процессе ликвидации ‒ возможность получения максимального удовлетворения своих требований.

Интерес собственника – реализация имущества бизнеса на более выгодных условиях, взыскание дебиторской задолженности в полном объеме, погашение кредиторской задолженности и недопущение включения в список кредиторов необоснованно заявленных требований (и как результат – возможный больший размер активов, оставшихся после ликвидации, либо наименьший размер ответственности при банкротстве организации).

С 19.11.2024 вступает в силу новая редакция ГК, в которой, в частности, ст. 59 дополнена п. 5-1. В соответствии с данной нормой формы промежуточного и ликвидационного балансов юридического лица, за исключением банка, небанковской кредитно-финансовой организации, устанавливаются Правительством Республики Беларусь. Формы промежуточного и ликвидационного балансов банка, небанковской кредитно-финансовой организации устанавливаются Национальным банком.

Учитывая вышеизложенное, законодатель подготовил анализируемый нами проект Постановления и разработал формы ПЛБ и ЛБ.

Отражение сведений в ПЛБ и ЛБ 

В формах законодатель установил необходимость отражения сведений:

  • об основаниях возникновения кредиторской и дебиторской задолженности;
  • о наличии судебных решений, списанной дебиторской задолженности;
  • о нераскрытой информации;
  • о расходах на проведение ликвидации.

В случае включения в формы вышеперечисленных сведений возникнет необходимость внесения дополнений в нормативные правовые акты, например Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

Кроме этого, важный вопрос касается целесообразности отражения вышеуказанной информации в формах.

В настоящее время до составления ПЛБ проводится инвентаризация имущества ликвидируемой организации, составляются соответствующие ведомости, из которых как орган, принявший решение о ликвидации, так и государственные органы, в компетенцию которых входит получение такого рода информации, могут (и должны) получать любую информацию о составе активов до момента утверждения представленного ликвидатором ПЛБ. В данном случае речь идет не столько о раскрытии информации ликвидируемой организации, сколько о раскрытии информации о ее контрагентах и условиях деятельности, а также персональной (коммерческой) информации в отношении физических (юридических) лиц, являющихся кредиторами, дебиторами, третьими лицами, собственниками. Поэтому отражение в единых формах информации об основаниях возникновения кредиторской и дебиторской задолженности, о наличии судебных решений, списанной дебиторской задолженности, о нераскрытой информации, о расходах на проведение ликвидации может нарушить баланс интересов участников ликвидации в части персональных данных и коммерческой тайны.

Cведения о нераскрытой информации

В формы включена графа «Сведения о нераскрытой информации».

Cправочно. 
Bнформация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную тайну или коммерческую тайну (п. 1 ст. 140 ГК).

Включение этой графы вызывает ряд вопросов в части определения круга лиц, которые могут знакомиться с данной информацией, порядка обращения и охраны такой информации, а также отсутствия в настоящее время законодательных требований по обращению с такой информацией в процессе ликвидации.

Сведения о частичном погашении задолженности

В формы также включена графа «Сведения о частичном погашении задолженности». По нашему мнению, отражение в формах сведений о частичном погашении кредиторской задолженности, об остатке дебиторской задолженности не совсем целесообразно. У организации по итогам ликвидации не должно остаться ни активов, ни пассивов. Если остались активы, то они передаются собственнику (с удержанием обязательных платежей) или государству либо подлежат списанию. Если имеется задолженность, то организация «уходит» в процедуру банкротства.

Дополнение состава лиц, утверждающих ЛБ

Необходимо отметить вносимое в формы дополнение о наделении ликвидатора, назначенного судом, правом утверждать ликвидационный баланс.

В частности, ст. 59 ГК дополнена нормой, в соответствии с которой в случае возложения судом обязанностей по обеспечению осуществления ликвидации юридического лица на собственника имущества (учредителей, участников) или орган юридического лица либо назначения судом ликвидационной комиссии (ликвидатора) промежуточный ликвидационный баланс утверждается таким лицом (лицами) или органом юридического лица либо ликвидационной комиссией (ликвидатором), если иное не предусмотрено законодательными актами.

Рекомендации

Независимо от содержания разрабатываемых форм балансов собственникам, предполагающим принять решение о ликвидации, необходимо следовать нижеизложенным рекомендациям для прохождения процесса ликвидации с наименьшими потерями и затратами:

  • не позднее чем за месяц до принятия решения о ликвидации проведите полную инвентаризацию активов и обязательств организации;
  • по результатам инвентаризации примите решение о списании дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, кредиторской и дебиторской задолженности предприятий, исключенных из Регистра;
  • спишите имущество организации, пришедшее в негодность, малоценное имущество, затраты на хранение которого выше их реальной стоимости;
  • при установлении несоответствия фактического состояния имущества его стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, проведите независимую оценку имущества с отражением реальной стоимости в бухгалтерском учете (с начислением всех обязательных платежей);
  • сдайте, при необходимости, уточненные отчеты и декларации;
  • внимательно подойдите к выбору кандидатуры ликвидатора;
  • передайте ликвидатору все имущество и документы по акту приема-передачи, оформленному надлежащим образом;
  • контролируйте деятельность ликвидатора и внимательно проверяйте документы, представляемые на утверждение (сохраняйте себе копии).

Резюме:
1. Необходимость разработки единых форм очевидна, однако нужен документ с таким содержанием, которое не будет нуждаться в дополнительных разъяснениях по его применению.
2. В случае принятия проекта Постановления с включением в формы требований об отражении сведений об основаниях возникновения кредиторской и дебиторской задолженности, о наличии судебных решений, списанной дебиторской задолженности, о нераскрытой информации, о расходах на  проведение ликвидации, об уменьшении срока составления балансов у собственников значительно возрастут расходы на проведение ликвидации, а у ликвидаторов увеличатся затраты рабочего времени на ее проведение. Кроме того, возрастет риск нарушения законных прав и интересов иных лиц в части раскрытия коммерческой и персональной информации.

1377 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме