Вы на портале

Валютный рынок: обязательная продажа и необязательная покупка валюты

Комментарий к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.12.2014 № 796 и Указу Президента Республики Беларусь от 20.12.2014 № 607 Нестабильная экономическая ситуация в России во второй половине декабря прошлого года предсказуемо отразилась и на экономическом поведении белорусов. Наученное опытом прошлых девальваций, население бросилось скупать валюту, что создало определенные макроэкономические угрозы. Для того, чтобы сдержать огромный спрос на валютном рынке, до 50 % был увеличен минимальный объем валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, а также введен временный сбор при покупке валюты.

Обновлено
Войтович Геннадий
Войтович Геннадий

заместитель директора по правовым вопросам ООО «Термогранд», к.ю.н.

3791 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обязательная продажа иностранной валюты

Для субъектов хозяйствования норматив обязательной продажи валютной выручки увеличен с 30 % до 50 %. Соответствующая норма введена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь (далее — Нацбанк) от 20.12.2014 № 796 «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 13 сентября 2006 г. № 129» (далее — постановление № 796), вступившим в силу с 20 декабря 2014 г.

Таким образом, получив выручку в иностранной валюте, белорусский субъект хозяйствования должен половину этой суммы продать на бирже по биржевому курсу, который максимально приближен к курсу Нацбанка. Кроме того, субъект также уплачивает своему банку вознаграждение за осуществление обязательной продажи (не более чем 0,2 % от суммы сделки, включая биржевой сбор).

Таким образом, в ситуации, когда цена продажи валюты ниже цены покупки (с учетом 10%-ного налога), экспортеры объективно не заинтересованы в получении и обязательной продаже валютной выручки. В данной ситуации возникает вопрос о том, какие существуют легальные способы минимизации убытков, связанных с необходимостью обязательной продажи. При этом нужно помнить о следующем.

Получение валюты, которая не подлежит обязательной продаже. Обязательную продажу обязаны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), получившие выручку в иностранной валюте согласно перечню, утвержденному постановлением Правления Нацбанка от 13.09.2006 № 129 (далее — Перечень). Отметим, что данный Перечень не содержит, в частности, украинскую гривну. Иными словами, экспорт товаров в Украину при расчете за украинскую гривну не повлечет обязанность по обязательной продаже части полученной валютной выручки. Таким образом, экспортерам можно посоветовать использовать при расчетах с иностранным контрагентом валюту, не включенную в Перечень.

Использование льгот в части обязательной продажи. Действующее законодательство предусматривает определенные льготы в части обязательной продажи иностранной валюты. В сложившейся ситуации рекомендуется обратить более пристальное внимание на данные льготы. В частности, Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6) предусматривает освобождение от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами — нерезидентами и физическими лицами — нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду. Данная льгота предоставляется коммерческим организациям Республики Беларусь и ИП с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности* и осуществляющих на данной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Льгота предоставляется в течение 7 календарных лет со дня государственной регистрации.

Льготы в части обязательной продажи валюты также определены п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты». В частности, обязательная продажа валюты не осуществляется по выручке, перечисляемой в течение 7 рабочих дней на специальный счет для аккумулирования денежных средств в целях погашения задолженности в иностранной валюте по кредитам, займам (включая проценты), предоставленным нерезидентами или банками Республики Беларусь и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства.

Использование белорусского рубля в качестве валюты платежа по внешнеторговым сделкам. Необходимость защиты отечественного рынка предполагает существование принципа, согласно которому все внешнеторговые сделки должны быть завершены. При этом подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) устанавливает конкретные сроки их завершения. Однако завершение внешнеторговой операции при экспорте не всегда означает получение белорусским продавцом соответствующей валюты.

В частности, внешнеторговый договор в качестве валюты платежа может предусматривать белорусский рубль. При этом в данном случае оплату может осуществлять не сам нерезидент-импортер (у которого могут возникнуть объективные проблемы с покупкой белорусских рублей), а третье лицо-резидент.

Так, согласно постановлению Правления Нацбанка от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее — постановление № 101) при исполнении внешнеторгового договора, в качестве валюты платежа которого предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов. При этом обязательства нерезидента по данному внешнеторговому договору будут считаться прекращенными.

Использование неденежных способов прекращения обязательств по внешнеторговым сделкам. Подпункт 1.7 п. 1 Указа № 178 предусматривает, что при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств. Способы такого прекращения определены постановлением Совета Министров, Нацбанка от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте … <>». Так, постановлением предусмотрено, что при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем полного или частичного зачета встречных однородных требований, прекращения обязательств новацией, а также прекращения обязательств с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

Однако применительно к зачету необходимо помнить о том, что зачет может иметь место только в части однородных требований. При этом белорусская судебная практика исходит из того, что требование об уплате основного долга по внешнеторговому договору и требование, например, об уплате штрафных санкций не являются однородными и не могут быть зачтены. Аналогичным образом следует быть осторожными с требованиями, вытекающими из внешнеторговых операций, и требованиями, которые согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 178 не являются внешнеторговыми (например, аренда). Среди практиков существует мнение, что такие требования не являются однородными и не могут быть зачтены.

Отметим также, что из пресс-релиза Нацбанка* следует, что мера, предусмотренная постановлением № 796 (увеличение нормы обязательной продажи иностранной валютной выручки), является реакцией на ситуацию, складывающуюся в экономиках сопредельных государств, и в первую очередь в России. Таким образом, можно предположить, что эта мера является временной, вызвана исключительно нестабильностью текущего макроэкономического положения и может быть отменена (возвращена существовавшая ранее 30%-ная норма) после стабилизации экономической ситуации. Если данное предположение верно, то субъектам хозяйствования можно рекомендовать договориться с иностранным контрагентом о временном неосуществлении валютных платежей. При этом необходимо помнить, что по общему правилу при экспорте валютная выручка должна поступить не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В противном случае экспортер может быть привлечен к административной ответственности.

Однако, высказывая такое предположение, нужно отметить, что само постановление № 796 не содержит каких-либо указаний относительно срока действия данной нормы, равно как и не упоминает о ее временном характере.

Налог на приобретение иностранной валюты

Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2014 № 607 «О налоге на биржевые операции по приобретению иностранной валюты» (далее — Указ № 607) введен временный налог (до 1 февраля 2015 г.) на биржевые операции по приобретению иностранной валюты (далее — налог). Данный Указ вступил в силу с 20 декабря 2014 г.

Объект налогообложения. Налогом облагается приобретение иностранной валюты на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее — биржа).

Плательщики налога. Согласно Указу № 607 плательщиками являются банки, приобретающие валюту на биржевых торгах. Однако фактическая налоговая нагрузка ляжет именно на предприятия и ИП, в пользу которых приобретается иностранная валюта, поскольку в соответствии с подп. 2.4 п. 2 Указа № 607 данные субъекты обязаны возмещать банкам суммы налога в полном объеме.

Ставки налога. Ставка налога изначально была установлена в размере 30 % от суммы денежных средств в белорусских рублях, уплаченной за приобретенную валюту. При этом Правительству предоставлено право по согласованию с Нацбанком изменять размер ставки налога. Воспользовавшись данным правом, Правительство  5 января 2015 г. снизило ставку налога до 10 % (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.01.2015 № 3 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2014 г. № 1251»).

Однако фактические расходы организаций и ИП по возмещению банкам этого налога будут больше, поскольку суммы налога не включаются в затраты по производству и реализации товаров, а также в состав внереализационных расходов (абзац третий подп. 2.4 п. 2 Указа № 607). Расходы по возмещению налога также не учитывают в составе профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога с физических лиц (письмо Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.12.2014 № 05-1-35/185/2-2-11/7068 «О применении Указа Президента Республики Беларусь от 20.12.2014 № 607»).

Освобождение от уплаты налога. От уплаты налога освобождается приобретение валюты для расчетов за отдельные виды товаров (нефть, газ, электрическая энергия и иные товары, указанные в приложении к Указу № 607), а также приобретение валюты за счет бюджетных средств.

Комментарий.

Говоря о налоге, также стоит отметить, что Нацбанк до 1 января 2017 г. закрыл внебиржевой валютный рынок в Беларуси. Иными словами, до указанного срока купля-продажа иностранной валюты может осуществляться только на бирже.
В связи с этим для импортеров возрастает актуальность вопроса о том, как обойтись во внешнеторговой деятельности без валюты. Например, актуальным становится использование в расчетах валютных займов, полученных от нерезидентов. Так, согласно подп. 1.7.1 п. 1 постановления № 101 резидент вправе осуществить расчет по внешнеторговому договору путем перечисления нерезидентом-заимодавцем денежных средств на счет нерезидента-кредитора по внешнеторговому договору. Также может быть использован перевод долга, заключенный между импортером и другим резидентом (абзац третий подп. 1.10 п. 1 Указа № 178).

К сведению.

Несоблюдение сроков завершения внешнеторговой операции влечет для отечественного субъекта хозяйствования ответственность по ст. 11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В подобных случаях белорусский субъект (например, продавец) зачастую предъявляет иностранному покупателю иск о возмещении убытков в размере уплаченного штрафа, поскольку штраф является следствием виновных действий иностранного контрагента (несвоевременная уплата по договору).
Практика по данным спорам свидетельствует о том, что суды частично удовлетворяют требования истца о взыскании убытков (обычно около 50 % от взыскиваемой суммы).

К сведению.

Указ № 607 не касается вопросов продажи валюты гражданам. Вместе с тем постановлением Правления Нацбанка от 19.12.2014 № 786 «О некоторых вопросах функционирования банков» введен временный комиссионный сбор в размере 30 % (с 6 января 2015 г. по решению Правления Нацбанка снижен до 10 %), взимаемый при реализации физическим лицам иностранной валюты.

3791 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме