Вы на портале

Выплата вознаграждения за продвижение товаров: запрещено или разрешено?

Белорусское предприятие ‒ производитель по договору поставки поставляет свои продовольственные товары покупателю, осуществляющему розничную торговлю. При этом стороны обсуждают заключение отдельного договора оказания услуг по продвижению товаров производителя. Его суть в том, что покупатель приобретает витрину, брендирует ее под поставщика, устанавливает в своем магазине и размещает на этой витрине приобретенную у поставщика продукцию, осуществляет раскладку продукции и ее пополнение, меняет вывески на витрине по заявке поставщика, например, устанавливает рекламные изображения, связанные с праздниками (Новый год, Пасха и т.д.).

За оказание этих услуг поставщик платит покупателю определенную сумму. В договоре поставки не предусмотрено никаких условий по минимальной партии поставки или обязанностей покупателя по приобретению у поставщика определенного количества товаров.

Не является ли такая ситуация нарушением п. 15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713)?

Веремейко Юрий

Директор Департамента налогов и права ООО «ДРТ Лигал»

3089 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Запрет на предоставление вознаграждений в связи с продвижением товаров

Пунктом 15 постановления № 713 предусмотрено, что при поставке потребительских товаров, произведенных в Рес­публике Беларусь, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам запрещается установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением:

  • комиссионного вознаграждения при реализации потребительских товаров в порядке, определенном в ч. 12 п. 11 настоящего постановления; 
  • стимулирующих выплат, случаи и порядок предоставления которых устанавливаются МАРТ, за исключением таких выплат в отношении потребительских товаров, определенных МАРТ;
  • платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы поставленных товаров внутри торгового объекта (за исключением платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на торговом оборудовании — предметах и средствах (мебели, устройствах, механизмах) для размещения, фасования, хранения, демонстрации товаров, продукции общественного питания), на капитальном строении (здании, сооружении) торгового объекта и (или) на средстве наружной рекламы, собственником которого является субъект, осуществляющий розничную торговлю, в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте субъекта, осуществляющего розничную торговлю;
  • платы за проведение в торговых объ­ектах дегустаций продовольственных потребительских товаров.

Запрет распространяется также на действия лиц, входящих с субъектами, осуществляющими розничную торговлю, или поставщиками потребительских товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, а также между субъектами в рамках одной группы лиц.

Таким образом, выплата вознаграждений по договору оказания услуг по продвижению товаров в рассматриваемой ситуации по общему правилу будет запрещена постановлением № 713, если соблюдаются следующие условия:

1) поставляемые продовольственные товары относятся к потребительским товарам, перечисленным в перечне согласно приложению 1 к постановлению № 713 (далее —  потребительские товары);

2) потребительские товары произведены в Республике Беларусь.

Важно.
Если реализуются импортные продовольственные потребительские товары или товары, которые не признаются потребительскими для целей постановления № 713, то есть не перечислены в приложении к нему, выплата вознаграждения допускается.

Cогласно п. 15 постановления № 713 субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам запрещается преду­сматривать в договорах условия о предоставлении вознаграждений как в связи с приобретением определенного количества товаров, так и за оказание услуг по продвижению товаров, а также иных видов вознаграждений.

Соответственно, ограничивается выплата любых видов вознаграждений, а не только за приобретение определенного количества товаров. То есть выплата вознаграждений за оказание услуг по продвижению товаров и любых иных видов вознаграждений также запрещена.

При этом данное ограничение касается как самого договора поставки товаров, так и самостоятельных соглашений, если они заключаются при поставке в организации розничной торговли потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, или импортируемых непродовольственных потребительских товаров.

Учитывая указанное, непосредственно предусмотреть в договоре выплату вознаграждения за услуги по продвижению товаров путем брендирования витрины, выкладки товаров и т.д. невозможно, так как постановление № 713 ограничивает возможность выплаты такого рода вознаграждений.

В каких случаях запрет не работает? 

Исключение касается только упомянутых в постановлении № 713 выплат, а именно комиссионных вознаграждений, стимулирующих выплат, случаи и порядок предоставления которых установлены постановлением МАРТ от 16.06.2023 № 39 «О предоставлении стимулирующих выплат» (далее — постановление № 39), платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы товаров внутри торгового объекта, на капитальном строении торгового объекта, на средстве наружной рекламы, собственником которого является субъект, осуществляющий розничную торговлю.

В частности, постановлением № 39 определено, что при поставке потребительских товаров субъекту розничной торговли поставщик потребительских товаров вправе предоставлять этому субъекту розничной торговли стимулирующие выплаты в том числе в случаях реализации субъектом розничной торговли потребительских товаров потребителям на условиях, определенных поставщиком этих потребительских товаров, предусматривающих проведение распродаж, проведение иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи таких товаров (далее — условия поставщика). Исключением являются потребительские товары, в отношении которых стимулирующие выплаты не предоставляются.

Размеры стимулирующих выплат должны устанавливаться в процентах от общей стои­мости приобретенных потребительских товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление этих стимулирующих выплат, реализованных субъектом розничной торговли потребителям на условиях поставщика в период, по итогам которого предоставляются стимулирующие выплаты.

Варианты решений 

По нашему мнению, если стороны захотят провести какое-либо мероприятие (например, рождественскую распродажу с соответствующим оформлением витрин), они вправе предусмотреть в договоре выплату вознаграждения за реализацию товаров на условиях поставщика (в рамках рождественской распродажи, с соответствующим оформлением витрин и т.д.). Однако размер выплат в таком случае должен определяться не как вознаграждение за оказание услуг, а в процентах от общей стоимости приобретенных потребительских товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление этих стимулирующих выплат, реализованных субъектом розничной торговли потребителям на условиях поставщика, то есть в рамках распродажи.

С 1 января 2024 г. перечень дополнен* двумя новыми исключениями, одно из которых позволяет производить выплату вознаграждений за рекламу потребительских товаров внутри торгового объекта, а также на здании торгового объекта.

* Подробнее об изменениях, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 713(4), читайте в кратком комментарии Н. Шупляк «Внесены изменения в систему регулирования цен на потребительские товары».

Соответственно, стороны могут воспользоваться этим новым правилом. В то же время необходимо учитывать, что реклама не должна размещаться на торговом оборудовании — предметах и средствах (мебели, устройствах, механизмах) для размещения, фасования, хранения, демонстрации товаров, продукции общественного питания. Реклама может размещаться внутри торгового объекта, на капитальном строении (здании, сооружении) торгового объекта и (или) на средстве наружной рекламы, собственником которого является субъект, осуществляющий розничную торговлю. 

При использовании данного исключения следует учитывать, что совокупный размер платы, предоставляемой поставщиком потребительских товаров субъекту, осуществляющему розничную торговлю, не может превышать 1 % от общей стоимости всех рекламируемых товаров (дегустируемых продовольственных потребительских товаров), поставленных в месяце, в котором оказывались услуги по размещению (распространению) рекламы и (или) проводилась дегустация.

3089 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме