Взыскание налогов за счет средств дебитора – известная и часто применяемая процедура в Республике Беларусь. Нередко на практике у компаний возникают некоторые сложности в понимании и использовании данной процедуры. Вопросы возникают как у плательщиков – кредиторов, так и у дебиторов, против которых она используется.
Порядок взыскания налогов за счет средств дебитора регулируется фактически единственной ст. 58 НК. По сути взыскание налогов за счет средств дебитора представляет собой уплату налогов компании дебитором этой компании.
Взыскание налогов за счет средств дебиторов с позиции плательщика – кредитора
Взыскание налогов за счет средств дебиторов возможно только при наступлении определенных обстоятельств. Анализируя налоговое законодательство, можно вывести следующие основания для применения вышеуказанной процедуры:
- существует заключенный договор, по которому у одной из сторон (далее – дебитор) истек срок по оплате контрагенту (далее – кредитор);
- у кредитора образовалась задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (далее – налоги);
- у кредитора отсутствуют денежные средства для оплаты сумм налогов.
4 основания для взыскания налогов за счет средств дебиторов:
1) наличие договора между сторонами;
2) просрочка оплаты по договору;
3) задолженность по налогам кредитора;
4) отсутствие средств для уплаты налогов.
При наличии вышеуказанных оснований кредитор может рассчитывать на исполнение своих налоговых обязательств за счет средств дебиторов и предоставляет в налоговый орган по месту постановки на учет перечень своих дебиторов и копии документов, подтверждающих их задолженность.
Форма перечня дебиторов не установлена. По сути, такой перечень составляется кредитором на основании данных бухгалтерского учета и документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности. Рекомендуется использовать форму справки о наличии дебиторской задолженности налогового органа.
Справочно:
Форма справки о наличии дебиторской задолженности содержится в приложении 12 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 97 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей <…>»
Вместе с перечнем дебиторов готовятся копии документов, подтверждающих факт наличия задолженности у дебитора. Такими документами могут служить акты сверки, договоры, накладные, платежные поручения и др.
Отметим, что акт сверки не имеет такого существенного значения, как, например, для принесения исполнительной надписи. Поэтому его не обязательно предоставлять, если предоставлены иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности.
Перечень прилагаемых документов законодательством не установлен. Обращаем внимание, что такие документы должны подтверждать лишь факт наличия задолженности, а не признание ее дебитором.
Предоставление перечня дебиторов в налоговый орган — это не право, а обязанность кредитора.
Кредитор обязан предоставить перечень дебиторов и сопутствующие документы в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов. Например, при уплате налогов на прибыль следует оплатить налоги не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Соответственно, 23-го числа возникает задолженность. НДС также нужно уплатить не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть 23-го числа возникает задолженность.
Важно понимать, что предоставление перечня дебиторов в налоговый орган – это не право, а обязанность кредитора, установленная подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК.
Справочно:
Если кредитор не предоставит документы по своим дебиторам в течение 5 рабочих дней, он подвергается риску привлечения к административной ответственности по п. 1 ст. 13.8 КоАП (наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов, но не более 30 базовых величин).
Если же в предоставленных документах будут указаны недостоверные сведения, кредитор рискует быть привлеченным к административной ответственности по п. 2 ст. 13.8 КоАП (наложение штрафа от 2 до 30 базовых величин).
Кроме этого, непредставление кредитором в установленный срок таких документов - основание для проведения налоговым органом мероприятий по выявлению имущества кредитора, а также его дебиторов.
За достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности отвечает кредитор (п. 3 ст. 58 НК).
Процесс взыскания налогов за счет средств дебиторов с позиции налогового органа
При получении документов налоговый орган составляет справку о наличии дебиторской задолженности у плательщика налогов – организации на основании предоставленных кредитором документов (приложение 12 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 97 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей <…>»).
На основании справки выносится решение о взыскании налогов и пеней за счет средств дебиторов.
Решение выносится в форме распоряжения о взыскании налогов, сбора (пошлины), пени, иных обязательных платежей.
Распоряжение о взыскании выносится с учетом сроков исполнения обязательств между кредитором и его дебиторами (часть вторая п. 1 ст. 58 НК). Как пример, данные сроки предусматриваются в договоре.
Распоряжение о взыскании не выносится налоговым органом, если:
- в договоре между кредитором и его дебитором определен срок (период времени или день) исполнения обязательств и этот срок еще не наступил на день получения налоговым органом сведений о задолженности плательщика по налогам, пеням;
- истек срок исковой давности, установленный законодательством для защиты прав лица, интересы которого нарушены. К примеру, истек общий срок исковой давности (3 года (ст. 197 ГК)) по требованию кредитора к его дебитору.
Решение налогового органа о взыскании налогов за счет средств дебиторов и платежное требование выдаются банку, обслуживающему данный налоговый орган, на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
Процесс взыскания налогов за счет средств дебиторов с позиции дебитора
Задолженность кредитора по налогам взыскивается, как правило, с текущих счетов дебиторов.
Установлен перечень счетов, открытых дебиторами, за счет денежных средств на которых не производится взыскание налогов. В него входят:
- корреспондентские счета;
- благотворительные счета для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
- единый казначейский счет;
- специальные счета, открытые в соответствии с законодательными актами;
- счета, используемые для осуществления расчетов в форме аккредитивов;
- счета по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям (часть третья п. 2 ст. 58 НК).
Следует принимать во внимание, что задолженность кредитора по налогам может быть взыскана с валютных счетов его дебиторов. При этом взысканная сумма должна быть эквивалентна сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания (часть вторая п. 2 ст. 58 НК).
Задолженность кредитора по налогам может быть взыскана с валютных счетов его дебиторов.
Зачастую взыскание налогов за счет средств дебиторов используется кредиторами недобросовестно – кредитор целенаправленно создает у себя в компании основания для применения данной процедуры. Цели, которые преследует кредитор, понятны. Фактически налоговый орган используется в качестве своеобразного «коллектора», который может взыскать проблемный долг, либо в качестве «плохого парня», который сможет получить средства у дебитора, с которым кредитор не хочет портить отношения. И кредитор будет технически ни при чем, просто у него «возникло сложное финансовое положение, а налоговые органы плохие». Все осложняется тем, что у налоговых органов нет обязанности по извещению дебитора и фактически узнать о взыскании дебитор может только от банка.
Повторимся, что перечня документов, а также требований к таким документам законодательно не установлено и кредитор может подать документы, которые, возможно, не полностью будут подтверждать наличие дебиторской задолженности. Также процесс рассмотрения документов по взысканию налогов за счет дебиторов достаточно быстрый. На практике рассмотрение документов может занимать около одного дня.
Рекомендации для дебитора по защите от недобросовестных кредиторов:
1. В случае, если дебитор узнает о том, что кредитор собирается воспользоваться взысканием налогов за счет средств дебиторов, он может направить в адрес налоговой инспекции кредитора информационное письмо, в котором изложить свою позицию по вопросу дебиторской задолженности. При анализе документов от кредитора налоговая инспекция может принять во внимание информацию, изложенную в письме от дебитора.
2. Дебитор вправе обжаловать решение налогового органа вышестоящему должностному лицу или в вышестоящем налоговом органе либо в судебном порядке. Отметим, что наличие спора между кредитором и его дебитором по поводу взаимных расчетов не является основанием для удовлетворения требования дебитора об отмене решения налогового органа о взыскании налогов за его счет. Как показывает практика, обжалование решения налогового органов все же бесперспективно, поскольку формально налоговый орган прав и он не несет ответственности за достоверность представленных кредитором документов.
3. Если денежные средства взысканы со счета дебитора на основании недостоверных документов, предоставленных кредитором, дебитор может заявить требования о возврате кредитором неосновательного обогащения.
4. В договоре между дебитором и кредитором следует предусмотреть обязанность сторон при необходимости предоставлять в налоговый орган достоверные документы, подтверждающие факт наличия дебиторской задолженности, согласно подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК. Также в договоре необходимо установить ответственность за нарушение данного положения (то есть в случае предоставления недостоверных документов) в размере X % от суммы, взысканной налоговым органом с дебитора на основании недостоверных документов.
В заключение отметим, что процедура взыскания налогов за счет средств дебитора требует некоторых корректировок. Для предотвращения злоупотреблений в данной процедуре, защиты прав добросовестных дебиторов, а также минимизации риска оспаривания решений налоговых органов необходимо установить конкретный перечень документов, которые будут подтверждать бесспорность дебиторской задолженности, на примере постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей» (например: договор, подписанный сторонами, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи, подписанный сторонами, акт сверки расчетов, подписанный сторонами и скрепленный печатями (при их наличии), и др.).
В рамках процедуры взыскания налогов, сборов (пошлин), пени за счет средств дебиторов видится, что налоговый орган не защищен от деятельности недобросовестных кредиторов. Ответственность кредитора ограничена 30 базовыми величинами, что для коммерческой структуры не является существенной суммой. С учетом значимости данной процедуры, в которой налоговый орган фактически выполняет функции судебного органа и органа принудительного исполнения, думается, что необходимо ввести дополнительную ответственность для кредитора, если на основании ненадлежащих сведений, предоставленных кредитором налоговому органу, были взысканы суммы с дебитора в счет оплаты налогов кредитора.