Вы на портале

Реклама в социальных сетях

Вопрос: Как определить, является ли пост в социальной сети рекламой?

Рудкевич Анастасия
Рудкевич Анастасия

Юрист направления «Банки, финансы, коммерческое право» юридической компании REVERA

3816 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Пост в социальной сети будет являться рекламой, если его цель — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Законодательством Республики Беларусь дано широкое определение рекламы, в связи с чем возникает вопрос, является ли информация, размещаемая организацией в социальных сетях, рекламой.

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, которая одновременно соответствует следующим признакам:

— распространяется в любой форме с помощью любых средств;

— предназначена для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы);

— направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (ст. 2 Закона о рекламе).

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 1 Закона о рекламе к рекламе не относится информация, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством. Так, например, размещение на сайте интернет-магазина сведений о товаре, изготовителе, продавце не будет являться рекламой.

Таким образом, информация, размещаемая в аккаунте организации в социальных сетях, условно делится:

— на информацию рекламного характера;

— на иную информацию (информационные, развлекательные сообщения; информация, обязательная к размещению, и т.д.).

На примере страницы йога-студии в Instagram рассмотрим размещение разных типов информации в социальных сетях организации.

Пост № 1: визуальная часть представлена изображением девушки, которая занимается спортом. Текстовая часть содержит информацию о пользе здорового образа жизни, а также о шагах, которые необходимо предпринять для поддержания здоровья. Размещение такой информации в аккаунте йога-студии не является рекламой данной йога-студии, поскольку отсутствует факт привлечения внимания непосредственно к студии.

При этом, если бы текстовая часть данного поста содержала информацию о времени работы организации, такая информация являлась бы рекламой.

Пост № 2: визуальная часть представлена изображением одного из залов йога-студии. Текстовая часть представлена информацией следующего содержания: «Не знаете, с чего начать занятия спортом? Приходите к нам в студию на пробное занятие йогой. Если после посещения пробного занятия Вы решите приобрести абонемент, мы подарим Вам на него скидку в размере 10 %».

Такая информация является рекламой и должна соответствовать требованиям законодательства о рекламе, в том числе требованиям о достоверности, добросовестности и этичности.

Вопрос: Какие требования предъявляются к рекламе в социальных сетях?

Ответ: Отдельных требований, предъявляемых к рекламе в социальных сетях, нет. Реклама в социальных сетях регулируется законодательством о рекламе на общих основаниях.

В законодательстве Республики Беларусь нет специальных норм, регулирующих размещение рекламы в социальных сетях. Соответственно, информация рекламного характера, размещаемая в аккаунте организации в социальных сетях, должна соответствовать:

— общим требованиям законодательства о рекламе (например, не допускается использование в рекламе имен, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия);

— требованиям, предъявляемым к рекламе отдельных товаров, работ (услуг) (например, согласно ст. 22 Закона о рекламе при производстве и (или) размещении (распространении) рекламы ценных бумаг не допускается гарантировать размеры дивидендов).

Кроме этого, при производстве и размещении рекламы следует учитывать требования отраслевого законодательства. Так, например, на территории Республики Беларусь рекламировать совершение операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами могут исключительно форекс-компании, Национальный форекс-центр, банки, небанковские кредитно-финансовые организации (п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс»).

Стоит отметить, что страница компании в социальных сетях сама по себе является рекламой, так как информирует о компании, а также о ее товарах (услугах).

3816 Shape 1 copy 6Created with Avocode.