Вы на портале

Защита прав потребителей: новые правила для бизнеса

Уже с декабря вступят в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Правовые корректировки направлены на коренное преобразование сложившегося регулирования в сфере защиты прав потребителей, устранение существующих пробелов и окончательное разрешение спорных вопросов с учетом происходящей цифровой трансформации бизнеса и появления новых технологичных сервисов (услуг). Часть изменений обусловлена необходимостью унификации национального законодательства с наднациональным, так как нормы права Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) пока не были встроены в него должным образом. На что стоит обратить внимание?

Обновлено
Хаданович Надежда
Хаданович Надежда

адвокат Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

5930 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт:Закон Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей"»
Дата вступления в силу: 23.12.2018


Небумажные чеки

Изменения вносятся на уровне ключевых определений Закона: расширяется законодательное понимание термина «документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)». Обновленный термин охватывает документы, которые уже достаточно давно используются на практике как эквивалент традиционных бумажных кассовых чеков. Но ввиду спорности правомерности использования любых документов, сформированных в электронном (цифровом) виде, последние не подпадали под имевшееся законодательное определение документа, подтверждающего факт приобретения товара. Требования к форме и содержанию таких документов на данный момент утверждены Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ).

В частности, ранее таким документом должен был быть именно бумажный документ, подписанный собственноручно, но не документ в электронной (цифровой) форме. Такой подход существенно сдерживал возможности по внедрению современных сервисов для обслуживания потребителей (к примеру, возможности оплаты товаров, работ или услуг с помощью мобильного приложения, чек в котором формировался бы программно в электронной форме).

Справочно.
Приобретение товаров может подтверждаться документами о совершении платежа: банковскими платежными карточками, электронными деньгами и иными автоматизированными системами.

Расчеты с потребителем

Была введена специальная ст. 9-1, которая устанавливает требование о необходимости обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) в различных формах (наличной и безналичной). Вместе с тем продавцу (исполнителю) прямо запрещается устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены (тарифы) в зависимости от формы оплаты товаров (работ, услуг). То есть даже в ситуации, если продавец вынужден платить банку комиссию за проведение расчетов в безналичной форме, он не вправе увеличить цену товара для потребителя при выборе им соответствующей формы расчетов.

Справочно.
Порядок оформления документов, подтверждающих факт приобретения товара, содержится в постановлениии Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 19 «О порядке оформления документа, подтверждающего факт приобретения товара <…>».

Денежные выплаты при возврате товара

В ст. 27 Закона появилось прямое указание на то, что расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон. То есть законодатель исключил ситуации, когда без согласия потребителя и в случае уплаты им стоимости товара наличными денежными средствами возврат ему денежных средств осуществлялся бы на банковскую платежную карточку, и наоборот (если сами стороны не договорились об ином).

Аналогичные по содержанию нормы были введены в отношении расчетов с потребителями при расторжении договоров о выполнении работ (оказании услуг), а равно в случае оформления возврата товара надлежащего качества.

Справочно.
Установлено, что качество товара — это совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), определяющих их соответствие установленным и (или) обычно предъявляемым к товару (работе, услуге) такого рода требованиям (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, информационные и др.).

Единообразное понятие оценки качества

Еще одно важное изменение на уровне определений — определение термина «качество товара». Ранее ссылка на обычно предъявляемые требования к качеству товара содержалась в ГК, но не в специальном потребительском законодательстве. Закрепленная формулировка представляется весьма удачной, так как используемая в данный момент ссылка на предполагаемые потребности потребителя и возможность их удовлетворения в отношении качества товара допускала субъективное усмотрение потребителя насчет того, удовлетворяет ли его качество того или иного товара (работы, услуги).

Представляется, что обновленная формулировка направлена в первую очередь на защиту интересов продавцов (исполнителей) в рамках возможных споров с потребителями в отношении качества товара.

Справочно.
Определяется содержание информации о товарах (работах, услугах), которую изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю с учетом установленного в ЕАЭС правового регулирования.

Дорогостоящие товары и их оборот

Был существенно скорректирован подход законодателя к судьбе технически сложных и дорогостоящих товаров ненадлежащего качества (п. 7 ст. 20 Закона). Теперь требования могут быть предъявлены потребителем в течение 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю.

По истечении указанного 30-дневного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных Законом. Перечень технически сложных товаров, как и ранее, утверждается Правительством Республики Беларусь.

Справочно.
Потребитель вправе требовать в отношении технически сложного или дорогостоящего товара:
— замены недоброкачественного на товар надлежащего качества;
— расторжения договора розничной купли-продажи и возврата денежной суммы.

Безвозмездное устранение недостатков

В ст. 22 Закона внесено важное изменение о безвозмездном устранении недостатков товара. Ранее максимальный срок для устранения обнаруженных недостатков товара не мог превышать 14 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара. Теперь по письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до 30 дней. На практике продавцы и иные субъекты часто превышали 14-дневный срок (например, при отсутствии особой и (или) дорогостоящей запасной детали, необходимой для осуществления ремонта не самого ходового товара). Достижение согласия с потребителем по увеличению срока «гарантийного ремонта» сверх законодательно установленного для его осуществления не избавляло продавца (иного субъекта) от риска быть привлеченным к ответственности, так как потребитель мог в любой момент передумать и заявить соответствующие требования при просрочке срока. Теперь данный вопрос может быть разрешен по договоренности между продавцом (иным субъектом) и потребителем, которая будет обязательной для всех сторон соглашения об увеличении срока гарантийного ремонта.

Справочно.
За нарушение сроков гарантийного ремонта установлена неустойка, составляющая 1 % от цены товара за каждый день просрочки.

Удостоверение личности потребителя

Законом окончательно разрешен еще один любопытный вопрос, зачастую возникающий на практике: можно ли при возврате товара требовать у потребителя документ, удостоверяющий его личность? В ч. 3 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что при расторжении договора и (или) возврате потребителю уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя. Аналогичные рекомендации и разъяснения касательно запрета требовать документ, удостоверяющий личность потребителя, поступали со стороны МАРТ и ранее, однако нередко они игнорировались продавцами.

Односторонний отказ от договора

Еще одно заимствование из ГК связано с предусмотренной Законом возможностью для потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) в одностороннем порядке (ст. 38-1). Потребитель будет вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законодательством. Напомним, что в ГК содержится специальная ст. 736, которая устанавливает возможность одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг. Пункт 1 ст. 736 ГК также предусматривает, что заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

И снова об ответственности

Были скорректированы нормы о гражданско-правовой ответственности продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) за нарушение прав потребителя. В частности, в п. 1 ст. 15 Закона была введена ч. 2, согласно которой потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные Законом, продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) по месту его нахождения (месту жительства), а также по месту нахождения торгового объекта (объекта обслуживания), где были нарушены права потребителя. Считаем такую норму своевременной, так как ранее на практике имевшуюся «лазейку» в Законе часто использовали недобросовестные продавцы, которые, продавая товар потребителям на территории одного населенного пункта, оформляли возврат ранее реализованного товара только на территории другого населенного пункта.

Справочно.
Перечень мест оказания услуг и торговли дополнен объектами обслуживания, которые могут представлять собой не только здания (строения), но и временную конструкцию, в том числе передвижную, не являющуюся капитальным строением.

Лучший подарок — подарочный сертификат

Еще одно любопытное нововведение касается закрепления порядка реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу (ст. 9-2 Закона). Совет Министров определит специальные правила, которыми будет установлен порядок реализации товаров по подарочным сертификатам.

Читайте по теме:
Ходькина Т. Подарочные сертификаты: правовая природа и трудности понимания // Юрист. — 2018. — № 7. — С. 69–73.

5930 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме