В чем суть?
Согласно ст. 106 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее — Закон) нотариус совершает исполнительную надпись при соблюдении ряда условий, одно из которых — представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя к должнику.
Справочно.
Другие условия, при которых нотариус совершает исполнительную надпись (ст. 106 Закона):
— совершение исполнительной надписи предусмотрено законодательными актами;
— место жительства (место пребывания) или место нахождения должника находятся на территории Республики Беларусь;
— со дня возникновения права на иск прошло не более 3 лет.
Как правило, должники в заявлениях о несовершении исполнительной надписи если и ссылаются на акты законодательства, то только на Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности», делая акцент на том, что данным законодательным актом закреплены полномочия нотариусов на совершение исполнительных надписей для удовлетворения бесспорных требований.
При этом субъекты хозяйствования упускают из вида, что понимание бесспорного требования в рамках совершения исполнительной надписи и в рамках приказного производства в гражданском и хозяйственном процессах различается.
Нормы ст. 223 ХПК предусматривают институт отзыва должника на заявление о возбуждении приказного производства, а ст. 398 ГПК — нормы об отмене определения о судебном приказе в случае поступления возражений должника.
Законодательство о нотариате и нотариальной деятельности при решении вопроса о совершении исполнительной надписи или отказе в ее совершении исходит только из анализа предоставленных документов. Установление наличия или отсутствия возражений против требований взыскателя не предусмотрено.
Основания для отказа нотариуса в совершении исполнительной надписи
Нотариус обязан и одновременно имеет право отказать в совершении нотариального действия только в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 71 Закона: когда с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель, не имеющий необходимых полномочий, совершение такого нотариального действия противоречит иным требованиям законодательства и т.д.
В совершении исполнительной надписи нотариусы чаще всего отказывают на основании того, что ее совершение противоречит иным требованиям законодательства. В частности, требованиям уже озвученной выше ст. 106 Закона (бесспорность требования).
Между подходами к рассмотрению приказного производства, установленными в ХПК и ГПК, и подходом Закона можно провести некоторую параллель.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 222 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в принятии заявления о возбуждении приказного производства, если усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов. Аналогичная норма содержится в п. 4 ч. 2 ст. 396 ГПК.
Справочно.
Экономический суд также отказывает в выдаче определения о судебном приказе, если (ст. 222 ХПК):
— требования не подлежат рассмотрению в экономическом суде или в порядке приказного производства;
— заявление подано с нарушением правил подсудности;
— не уплачена государственная пошлина;
— не представлены документы, подтверждающие заявленные требования;
— не приложены доказательства, подтверждающие направление копии заявления должнику, и т.д.
Таким образом, из норм ГПК и ХПК, регулирующих приказное производство, следует, что суд отказывает в принятии заявления о возбуждении производства как в случае наличия противоречий в документах, предоставленных взыскателем, или их несоответствия законодательству, так и в том случае, если спор усматривается из возражений должника. При совершении исполнительной надписи нотариус может отказать только при наличии первого блока оснований.
Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается Советом Министров (постановление от 28.12.2006 № 1737, далее — Перечень).
Бесспорность требования взыскателя к должнику подтверждается самим наличием документов, предусмотренных Перечнем, и отсутствием в них противоречий. Например, нотариус откажет в совершении исполнительной надписи по договору купли-продажи, если по договору покупателем выступает одно юридическое лицо, а по акту сверки расчетов — другое.
Полномочия нотариуса на совершение исполнительной надписи носят публично-правовой характер. Когда нотариусу представлены взыскателем предусмотренные Перечнем документы и соблюдаются иные условия, установленные ст. 106 Закона, нотариус обязан совершить исполнительную надпись. Заявление должника о несовершении исполнительной надписи не является основанием для отказа в ее совершении, если к нему не приложена информация о вынесении судом решения, которому совершение исполнительной надписи противоречит.
Заявления должника о несовершении исполнительной надписи
Исходя из изложенного выше может сложиться впечатление, что при совершении исполнительной надписи не учитываются права должника, однако это не так.
Законом предусмотрена возможность отложения и приостановления нотариусом совершения нотариального действия, в частности совершения исполнительной надписи.
Необходимо сразу отметить, что отложение и приостановление совершения исполнительной надписи осуществляется в целях обеспечения возможности заинтересованных лиц обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо.
Нам приходилось сталкиваться с позицией должников относительно того, что необходимость обращаться с иском в суд за защитой своих прав возлагается именно на должника необоснованно и должнику затруднительно определить, с каким исковыми требованиями он должен обратиться в суд до совершения исполнительной надписи.
Как следует из анализа судебной практики по искам о признании исполнительных надписей не подлежащими исполнению, а также возражений, излагаемых в заявлениях о несовершении исполнительных надписей, в большинстве случаев должники по исполнительной надписи ссылаются на обстоятельства, подтверждающие незаключенность договора, либо имеются основания для признания его недействительной сделкой, либо он был расторгнут сторонами.
Возвращаясь к основаниям и срокам для отложения совершения исполнительной надписи, нужно отметить, что согласно ч. 4 п. 2 ст. 61 Закона по заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которых просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более 10 рабочих дней.
Если в течение этого срока заинтересованное лицо, оспаривающее право или факт, не представит сообщение суда о поступлении соответствующего заявления (далее — сообщение суда), нотариальное действие должно быть совершено.
В силу ч. 1 п. 3 ст. 61 Закона в случае получения сообщения суда совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.
Таким образом, только получение нотариусом сообщения суда является основанием для приостановления совершения нотариального действия. При отсутствии у нотариуса такого сообщения нотариальное действие должно быть совершено.
В качестве сообщения суда нотариус может принять определение о возбуждении дела и подготовке его к разбирательству, о принятии иска и возбуждении производства или иной оформленный в соответствии с правилами делопроизводства документ от суда, содержащий информацию о поступлении соответствующего заявления от должника.
Справочно.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 24 Закона нотариус откладывает или приостанавливает совершение нотариального действия только в случаях, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 61 Закона.
Согласно сформировавшейся практике должник вправе обратиться с заявлением об отложении или приостановлении совершения нотариального действия и просьбой довести его до сведения нотариусов в БНП или Минскую городскую, областную нотариальную палату. Такая практика сформировалась, потому как исполнительная надпись может быть совершена любым нотариусом, а также в связи с тем, что Законом не был однозначно определен порядок подачи таких заявлений.
При этом из толкования норм Закона однозначно следует, что принимает решение об отложении или приостановлении совершения исполнительной надписи на основании заявления должника именно нотариус (ст. 3, 8 и 61 Закона), органы нотариального самоуправления (БНП и ее структурные подразделения) могут исполнять только функцию доведения заявления до нотариусов.
Грядущие изменения
Законом Республики Беларусь от 29.06.2020 № 33-З «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» (далее — Закон № 33-З) п. 2 ст. 61 Закона излагается в новой редакции.
Справочно.
Закон № 33-З вступает в силу с 3 января 2021 г.
В норме о возможности отложения совершения нотариального действия на срок не более 10 дней по заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, такая возможность предоставляется только однократно.
В данном случае законодателем закреплена сложившаяся нотариальная практика, препятствующая злоупотреблениям правом на отложение совершения нотариального действия со стороны должников и затягивание ими сроков взыскания задолженности взыскателем.
Также законодателем закреплена форма подачи заявления об отложении совершения исполнительной надписи:
— при личном обращении к нотариусу — в письменной форме (на бумажном носителе);
— нотариусу — в форме электронного документа, целостность и подлинность которого должны быть подтверждены ЭЦП, выработанной с использованием личного ключа.
Таким образом, с 3 января 2021 г. заявление должника об отложении совершения исполнительной надписи в связи с его намерением обратиться в суд для оспаривания права взыскателя на взыскание уже не может быть направлено через БНП или ее структурные подразделения, а будет подаваться непосредственно нотариусу. Такой подход позволяет избежать подачи заявления неуполномоченными лицами, а также уменьшает расходы должника — не требуется пересылки заявления почтой, есть возможность обратиться в территориально удобно расположенную нотариальную контору или бюро.
В настоящее время ведется работа по приведению актов законодательства в соответствие с нормами Закона № 33-З, в связи с чем полагаем возможным отметить, что детально порядок подачи заявления об отложении совершения нотариального действия будет урегулирован в подзаконных актах. При этом существующие подходы с доведением такого заявления до сведения всех нотариусов будут сохранены, поскольку только такой подход позволяет гарантировать соблюдение прав должника.
Дополнительно по теме:
>>Третьяк В. Исполнительная надпись нотариуса и солидарные должники
>>Карпекин А. Исполнительная надпись по акту сверки, не скрепленному печатью должника
>>Заявление о совершении исполнительной надписи нотариуса (образец документа)
>>Расчет задолженности при обращении к нотариусу (образец документа)