Вы на портале
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Общественный контроль: проверки и мониторинги профсоюза

Общественный контроль является одним из направлений деятельности профессиональных союзов, их организационных структур, объединений таких союзов и их организационных структур (далее — профсоюзы). Он проводится в форме проверок и иных мероприятий, не связанных с проверками. Рассмотрим особенности осуществления общественного контроля органами профсоюза.

Сидоренко Анна
Сидоренко Анна

Специалист в области трудового права

Мисник Екатерина

Главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

Радюк Наталья
Радюк Наталья

Советник технической инспекции труда Совета Федерации профсоюзов Беларуси

6414 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Какими НПА руководствуются профсоюзы при осуществлении общественного контроля? 

Порядок осуществления общественного контроля регламентирован, в частности: 

 Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее — Указ № 240) и Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденным Указом № 240 (далее — Положение об общественном контроле);

— Положением о правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси (далее — ФПБ) (размещено на сайте ФПБ);

— Положением о технической инспекции труда ФПБ (размещено на сайте ФПБ).

В соответствии с вышеуказанными актами профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль:

— за соблюдением законодательства о труде;

— соблюдением законодательства об охране труда;

— соблюдением законодательства о профсоюзах;

— выполнением коллективного договора (соглашения). 

Какие формы осуществления общественного контроля профсоюзами предусмотрены законодательством? 

Общественный контроль, осуществляемый профсоюзами, проводится в форме:

— проверки — совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов;

— мониторинга — мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;

— участия в работе коллегиальных органов, комиссий;

— иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями).

Справочно.
Общественный контроль уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:
— за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах — правовые инспекторы труда профсоюзов;
— за соблюдением законодательства об охране труда — технические инспекторы труда профсоюзов;
— за выполнением коллективного договора (соглашения) — правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.

Как проводится общественный контроль в форме плановых проверок? 

Планирование проверок осуществляется профсоюзами во взаимодействии между собой и с учетом соответствующих планов выборочных проверок, размещенных на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его органов (ч. 1 п. 9 Положения об общественном контроле). 

Планы проверок составляются правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, входящих в состав ФПБ, организационных структур ФПБ на полугодие и утверждаются полномочным органом профсоюза. Утвержденные планы проверок представляются в правовую и технические инспекции труда Совета ФПБ для размещения на официальном сайте ФПБ в глобальной компьютерной сети Интернет.  

Справочно.
Планы проведения профсоюзами проверок размещаются на официальных сайтах республиканских объединений профсоюзов в сети Интернет (ч. 4 п. 9 Положения об общественном контроле), в частности, на официальном сайте ФПБ по короткой ссылке bit.ly/3t66C3q.

Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года (ч. 2 п. 6 Указа № 240).

Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Справочно.
Не осуществляется общественный контроль профсоюзами в форме проведения проверок в течение двух лет со дня (п. 4 Указа № 240):
— государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
— присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций;
— создания — представительств иностранных организаций.

Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица — члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. 

О назначении плановой проверки контролируемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление о проведении проверки (далее — уведомление), направленное по последнему известному профсоюзу месту нахождения контролируемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 14 Положения об общественном контроле).

Проверка проводится на основании предписания руководителя профсоюза (уполномоченного им заместителя руководителя профсоюза), заверенного печатью профсоюза или оформленного на фирменном бланке (п. 17 Положения об общественном контроле). 

Контролируемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению контролируемого субъекта профсоюзом однократно может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки (п. 20 Положения об общественном контроле).

Справочно.
Необходимо учитывать, что органы профсоюза не вправе применять санкции к нанимателям и привлекать должностных лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности, поскольку профсоюз не относится к специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Сведения о проведении проверки и ее результатах вносятся в книгу учета проверок.

Как проводится общественный контроль в форме внеплановых проверок? 

Внеплановые проверки могут назначаться:

— для участия в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

— по заявлению контролируемого субъекта;

— при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (контрольная проверка);

— при наличии у профсоюзной организации информации, полученной от государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении требований законодательства о труде и (или) об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— при наличии информации, полученной от первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о невыполнении коллективного договора (соглашения).

Какие итоговые документы выдаются по результатам проверок?

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора (соглашения), проверяющим составляется представление. Если же нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения) не выявлено, то оформляется справка (п. 23 Положения об общественном контроле). Организация, в свою очередь, должна выполнить каждый пункт представления и письменно сообщить об этом профсоюзу, проводившему проверку (п. 26 Положения об общественном контроле).

Как проводится общественный контроль в форме мониторинга и иных мероприятий, не связанных с проверками? 

Правовые и технические инспекции труда профсоюзов вправе осуществлять общественный контроль в форме мониторинга. 

По результатам осуществления мониторинга профсоюз вправе выдать контролируемому субъекту обязательную для рассмотрения рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения). Форма данной рекомендации приведена в приложении 3 к Положению о правовой инспекции труда и в приложении 12 к Положению о технической инспекции труда. Контролируемый субъект обязан рассмотреть рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок (ч. 2 подп. 1.5 п. 1 Указа № 240).

По результатам мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений требований законодательства о труде и об охране труда или фактов невыполнения коллективного договора (соглашения), оформляется справка. 

Сведения о проведении мониторинга и его результатах в книгу учета проверок не вносятся.

Какие нарушения выявляются в ходе осуществления общественного контроля?

При осуществлении общественного контроля выявляются, как правило, следующие нарушения:

6414 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме