Вы на портале
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент). Рассмотрим, как подготовиться к проверке, какие документы необходимо проанализировать перед проверкой, какие нарушения, как правило, выявляются в ходе осуществления проверок Департаментом, а также какая ответственность предусмотрена при выявлении данных нарушений.

Обновлено
Сидоренко Анна
Сидоренко Анна

Правовой инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

Сбитнева Ольга
Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Мисник Екатерина

Главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

6490 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Как Департамент проводит выборочные проверки? 

Перед началом проверки проверяемому субъекту предлагается заполнить чек-листы (контрольные списки вопросов). Данные чек-листы проверяемый субъект может скачать на сайте Департамента*. 

* Более подробно об общем порядке проведения проверок, формах проверок, установленных Указом № 510, читайте тут.

Чек-листы заполняются обеими сторонами проверки (проверяющими, представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта).

Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в том числе технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).

Поскольку чек-листы заполняются проверяемым субъектом за довольно продолжительный период времени до начала выборочной проверки (к примеру, организации, которые включены в план выборочных проверок на первое полугодие 2022 г., заполняли чек-листы в ноябре 2021 г., то есть еще при планировании выборочных проверок Департаментом), то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда или нет. Если нет, то проверяемый субъект до начала проверки может скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, устранить недостатки еще до прихода проверяющих. 

Основные критерии оценки степени риска, при которых может быть назначена выборочная проверка: 

— наличие несчастного случая на производстве; 

— наличие задолженности по заработной плате;

— выплата субъектом средней заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы;

— привлечение должностных лиц субъекта к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда;

— наличие обоснованных обращений граждан о нарушениях законодательства о труде и об охране труда в отношении субъекта хозяйствования.

Справочно.
НПА, регламентирующие проведение проверок Департаментом:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510);
— Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2018 № 19 «О деятельности Департамента государственной инспекции труда по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда».

Как Департамент проводит внеплановые проверки? 

Самым распространенным на практике основанием для назначения внеплановой проверки является обращение работника (бывшего работника) о совершаемом нарушении законодательства о труде и (или) об охране труда, а также о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. 

Внеплановые проверки назначаются в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, а при отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы, которые послужили основанием для назначения данной проверки.

Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

Какие вопросы подлежат изучению в ходе выборочных проверок? 

В ходе проведения выборочных проверок подлежат проверке вопросы, которые отражены непосредственно в чек-листах и затрагивают, в частности, следующие направления.

1. Надзор за соблюдением законодательства о труде:

— исполнение нанимателями обязанностей при приеме на работу и организации труда работников (подлежат проверке приказы о приеме на работу, порядок ознакомления работников с ЛПА и т.д.); 

— заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, в том числе контрактов (подлежат проверке условия трудовых договоров (контрактов), приказов об увольнении и изменении условий трудовых договоров (контрактов), приказов о переводе, перемещении и т.д.);

— выплата работникам заработной платы и предоставление гарантий и компенсаций (изучаются условия трудовых договоров (контрактов) о сроках выплаты заработной платы, приказы об увольнении работников, о предоставлении трудовых отпусков, а также бухгалтерские документы, содержащие сроки выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска и т.д.); 

Справочно.
Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не определена контрактом (ч. 1 ст. 73 ТК).

— установление рабочего времени и времени отдыха (изучаются условия трудовых договоров о режиме рабочего времени и времени отдыха работников, табели использования рабочего времени, ПВТР и т.д.); 

— предоставление трудовых и социальных отпусков (изучаются графики трудовых отпусков, приказы о предоставлении трудовых отпусков, уведомления о начале трудовых отпусков и т.д.); 

Справочно.
Наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно) (ч. 1 ст. 170 ТК).

— привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности (изучаются документы, регламентирующие порядок и условия привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности: приказы, объяснения работников, докладные записки, инвентаризационные описи и т.д.); 

— ведение трудовых книжек (подлежат проверке приказы о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, непосредственно записи, внесенные в трудовые книжки, хранение трудовых книжек, ведение журнала учета движения, выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним, порядок выдачи расписок и т.д.); 

Справочно.
Порядок ведения трудовых книжек, в том числе их заполнение, выдача трудовых книжек (вкладышей к ним), дубликатов трудовых книжек, расчетов за трудовые книжки (вкладыши к ним), их учет и порядок хранения нанимателем определены в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40.

— исполнение требований законодательства о труде в отношении женщин, работников моложе 18 лет, руководителей организации (изучаются приказы о приеме на работу, условия трудовых договоров (контрактов), табели использования рабочего времени и т.д.);

— предоставление гарантий работникам в связи с выполнением воинских обязанностей; 

— выполнение гражданами работ по гражданско-правовым договорам (изучаются условия гражданско-правовых договоров — они должны соответствовать Указу Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» и т.д.). 

2. Надзор за соблюдением законодательства об охране труда:

— обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих;

— организация работы комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда; 

— организация проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих; 

— проведение предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 

— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; 

Справочно.
Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, определен в Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.

— разработка и принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг);

— планирование и разработка мероприятий по охране труда;

— проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

В ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда изучаются, в частности, следующие документы:

— журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации инструктажа по охране труда, приказы (распоряжения) о прохождении стажировки, протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда;

— приказ о создании комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда; 

— медицинские справки о состоянии здоровья, подтверждающие годность (негодность) работающих к работе, акты периодического медицинского осмотра работающих;

— журнал предсменного медицинского осмотра, журнал освидетельствования работников; 

— личные карточки учета средств индивидуальной защиты;

— инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг);

— план мероприятий по охране труда;

— журнал контроля за соблюдением требований по охране труда, акты ежеквартального контроля.

Какие нарушения законодательства о труде выявляются в ходе осуществления проверок? 

1. В штатном расписании наименования должностей служащих, профессий рабочих не соответствуют квалификационным справочникам, а также нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих (п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК), и (или) штатное расписание не утверждено нанимателем.

2. Графики работ (сменности) не согласовываются с профсоюзом (ч. 4 ст. 123 ТК) (при его наличии), а также не доводятся до сведения работников не позднее установленного законодательством срока.

3. Трудовые договоры (контракты) не содержат все существенные условия (ч. 2 ст. 19 ТК), в том числе условие о режиме работы работника, если его режим работы отличается от общего, предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Справочно.
Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП, предусматривают административную ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 3 ст. 10.12 КоАП).

4. В контрактах, заключенных с работниками, отсутствует условие о дополнительных мерах стимулирования труда (п. 3 ч. 1 ст. 261-2 ТК), а также условие о письменном предупреждении нанимателем работника не менее чем за месяц до истечения срока действия контракта о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (ч. 2 ст. 261-3 ТК).

5. Трудовые книжки работников не содержат сведения о работе, о переводе на другую постоянную работу, присвоении категории (разряда, класса). Кроме этого, трудовые книжки не хранятся в специально оборудованных местах (в несгораемых шкафах, сейфах).

6. Работников не уведомляют о времени начала трудового отпуска не менее чем за 15 календарных дней до даты начала отпуска (ст. 169 ТК). Кроме этого, работнику не предоставляется трудовой отпуск, как правило, в течение рабочего года (ч. 1 ст. 170 ТК). Также при отзыве работника из отпуска отсутствует письменное согласие отзываемого работника (ч. 2 ст. 174 ТК).

7. Отсутствует объяснение работника, к которому применялись меры дисциплинарной ответственности, отсутствует акт об отказе работника представить письменное объяснение или о невозможности получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка (ч. 1, 2 ст. 199 ТК). Кроме этого, работник, к которому применялись меры дисциплинарной ответственности, несвоевременно ознакомляется с приказом (ч. 6 ст. 199 ТК).

8. Невыплата доплат за работу в ночное время (ст. 70 ТК).

9. Произведение удержаний из заработной платы работника без соответствующих приказов (распоряжений), исполнительных листов и т.д., а также за пределами ограничений по размерам удержаний, установленных законодательством (ст. 107, 108, 408 ТК).

10. Несвоевременная выплата (невыплата) среднего заработка за время трудового отпуска (ст. 176 ТК).

11. Несвоевременная выплата (невыплата) заработной платы (ст. 73 ТК).

12. Несвоевременная выплата (невыплата) сумм, причитающихся работнику от нанимателя (ч. 1 ст. 77 ТК).

Справочно.
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 50 базовых величин (ч. 6 ст. 10.12 КоАП).

Какие нарушения законодательства об охране труда выявляются в ходе осуществления проверок? 

1. Работники не обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами законодательства.

2. Отсутствуют документы, подтверждающие защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам СИЗ.

3. Не оформляются личные карточки учета средств индивидуальной защиты или в них не вносятся все необходимые сведения.

4. Производится допуск к выполнению работ лиц, не прошедших предварительный (при поступлении на работу), периодический (в течение трудовой деятельности) обязательный медицинский осмотр или предсменный медицинский осмотр.

5. Допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда не оформляется приказом (распоряжением).

6. Работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, не выдаются удостоверения по охране труда.

7. Протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются не по установленной форме.

8. Нарушаются сроки сообщения о факте несчастного случая на производстве во все органы и организации.

9. Неправильно и несвоевременно расследуются и оформляются несчастные случаи.

Справочно.
Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда преду­сматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 10.13 КоАП).


От редакции:

Рекомендации проверяемым субъектам для подготовки к проверке

1. Назначьте лицо, которое будет контактировать с проверяющими и решать все организационные вопросы.

2. Проведите ревизию всех кадровых документов и документов по охране труда с целью их соответствия требованиям законодательства о труде и об охране труда.

3. Обсудите с руководителями структурных подразделений (как правило, с начальниками отдела кадров и отдела охраны труда) вопросы, которые могут задать проверяющие, и возможные ответы на них. Важно: отвечать необходимо только на поставленные проверяющим вопросы — четко, ясно и по существу (не вдаваясь в подробности).

4. Внимательно изучите предписание на проведение проверки с целью понимания вида проверки и проверяемых вопросов, а также служебные удостоверения проверяющих. При малейших сомнениях в законности проводимой проверки звоните в центральный аппарат Департамента для уточнения всех нюансов.

5. Предоставляйте для проверки только те документы, которые требуют проверяющие. Исключите предоставление лишних документов, которые могут содержаться в соответствующем деле (папке).

6. Внимательно изучите итоговые документы по результатам проверки. Помните, что на каждый пункт нарушения можно дать мотивированные возражения в установленный законом срок, поэтому не подписывайте акт проверки незамедлительно.

7. В случае привлечения к административной ответственности обязательно изучите сроки привлечения к ответственности, установленные КоАП, а также имейте в виду, что законодательство содержит определенный перечень смягчающих обстоятельств, которые лицо, ведущее административный процесс, обязано учитывать при ведении административного процесса. 

8. Ведите себя с проверяющими уверенно, а также наблюдайте за их работой.

6490 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме