Вы на портале
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

ТОП-10 важных вопросов по проверкам Департамента госинспекции труда

В связи с изменением порядка проведения проверок у субъектов хозяйствования различных форм собственности возникает масса вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок.

Рассмотрим основные вопросы, касающиеся назначения, проведения и оформления результатов проверок, проводимых Департаментом государственной инспекции труда.

Обновлено
Сбитнева Ольга
Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

3750 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Департамент государственной инспекции труда (далее — Департамент), действующий на основании Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (далее — Положение о Департаменте), осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), который претерпел ряд изменений и дополнений (изменения внесены Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»).

Вопрос 1: Где можно найти план выборочных проверок организаций в 2019 году?

Ответ: Выборочные проверки проводятся в отношении проверяемого субъекта только при наличии определенных достоверных сведений, материалов и иных оснований. Планы выборочных проверок размещаются на сайте Комитета госконтроля. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.

Вопрос 2: Какие критерии учитываются при выборочной проверке?

Ответ: Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Справочно.
Порядок определения критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.02.2018 № 19.

Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, то есть если субъект относится к высокой степени риска.

К основным критериям оценки степени риска, которые влияют на назначение выборочной проверки, можно отнести:

— наличие задолженности по заработной плате, в том числе просроченной;

— выплату субъектом средней заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы;

— привлечение субъекта и его должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ч. 1 ст. 9.19 КоАП и ч. 4 ст. 9.19 КоАП (только в отношении должностных лиц) и т.д.

Справочно.
В отношении субъектов, не имеющих риска, или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.

Вопрос 3: Как проходит проверка Департамента, какие документы и сведения подлежат проверке?

Ответ: Согласно подп. 9.2 п. 9 Положения о Департаменте должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами, имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения.

Помимо изучения документации проверяемого субъекта Департамент посещает и осматривает территории, служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта.

Вопрос 4: Что такое чек-листы и как их правильно заполнять?

Ответ: Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Они заполняются обеими сторонами проверки (представителями надзорного органа и представителями проверяемого субъекта).

Контрольный список вопросов формируется Департаментом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в том числе технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).

При планировании выборочных проверок чек-листы направляются проверяемому субъекту и он имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует ли его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда. Благодаря чек-листам проверяемый субъект до начала проверки может скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, устранить недостатки еще до прихода проверяющих.

Справочно.
Формы контрольных списков вопросов (чек-листов) можно найти на официальном сайте Департамента в разделе «Надзорная деятельность» .

Вопрос 5: За какой период будут проверяться документы при выборочной проверке?

Ответ: Нормами законодательства определено, что проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).

Справочно.
Проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (ч. 2 п. 16 Указа № 510).

В предписании на проведение выборочной проверки указывается проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (абз. 8 ч. 3 п. 24 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510, далее — Положение о проверках).

Вопрос 6: Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой и выборочной проверки и в какой срок?

Ответ: Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки отсутствует.

Что же касается выборочной проверки, то согласно п. 22 Положения о проверках в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.

Вопрос 7: Имеет ли право проверяемый субъект перенести дату проверки в связи с наличием уважительных причин, препятствующих ее проведению?

Ответ: Закреплена обязанность проверяемого субъекта обеспечить возможность проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.

Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемый субъект не может обеспечить доступ и возможность проведения проверки соответствующим органом.

Справочно.
Уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки в установленный срок, оценивает проверяющий орган.

На основании п. 31 Положения о проверках по заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения выборочной проверки.

Проверяющий орган сообщает о принятом решении по заявлению проверяемого субъекта не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок  проверки может быть перенесен только один раз (п. 31 Положения о проверках).

К уважительным причинам, которые могут быть приняты во внимание при решении вопроса о переносе выборочной проверки, можно отнести: длительную болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание правоохранительными органами должностных лиц проверяемого субъекта. К заявлению целесообразно приложить копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом.

Вопрос 8: Какие документы выдаются по окончании проверки?Кому может быть адресовано возражение, если проверяемый субъект не согласен с актом проверки или требованием (предписанием), изложенным в предписании?

Ответ: По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней структурным подразделением Департамента составляется акт (справка) проверки, который(ая) в течение двух рабочих дней вручается проверяемому субъекту.

Справочно.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение.

Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.

Структурным подразделением Департамента на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносится решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.

Согласно п. 73 Положения о проверках решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям.

Для обжалования требования (предписания) проверяемый субъект должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня его вынесения).

Вопрос 9: Возможен ли перенос сроков исполнения требования (предписания)?

Ответ: Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности обязаны исполнять каждый пункт требования (предписания) об устранении нарушений в определенные в нем сроки, а также в письменной форме сообщать об их выполнении с приложением подтверждающих документов. Также наниматель должен предоставить проверяющему органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 Положения о проверках).

Справочно.
Для переноса сроков проверяемому субъекту необходимо обратиться с заявлением не позднее 3 рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), в проверяющий орган.

Сроки устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, могут быть перенесены по инициативе проверяемого субъекта только один раз. При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании (предписании), в установленные в нем сроки, проверяющим органом может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений (п. 74-1 Положения о проверках).

Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается проверяющим органом не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления (п. 74-1 Положения о проверках).

Справочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, непредоставление ответа об исполнении (неисполнении) предписания влекут административную ответственность по ст. 23.1 КоАП.

Вопрос 10: Какое наказание ожидает нанимателя, если он откажется предоставлять затребованные государственным инспектором документы?

Ответ: Согласно ст. 23.16 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 20 базовых величин.

3750 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме