Содержание:
Какие персональные данные используются в процессе маркетинга и рекламы?
Организациям для маркетинга и рекламы необходимы персональные данные, которые помогут выстроить связь с субъектом персональных данных для предложения своих товаров (работ, услуг), выявить его потребности.
С этой целью организации используют:
1) рекламную рассылку, которая может осуществляться путем СМС и электронных сообщений. Для этого организация может обрабатывать имя, фамилию, номер телефона, e-mail. Также в этих целях могут обрабатываться такие персональные данные, как пол, возраст, информация о наличии домашних животных, адрес проживания. Эти данные могут понадобиться, например, для направления персонифицированной рекламы (при указании информации о том, что у потребителя есть домашнее животное, магазин будет направлять новости о появлении нового корма);
2) таргетированную рекламу. Для настройки таргетированной рекламы используют файлы cookie. При посещении почти любого сайта информация о пользователях может обрабатываться с их помощью, в частности, через сторонние сервисы (Google Analytics, Facebook Ads и др.). Таким образом могут обрабатываться технические характеристики устройства, такие как IP-адрес, рекламный идентификатор, наименование браузера, время посещения сайта, локация устройства, информация о пользовательском поведении. Эта информация также относится к персональным данным и помогает анализировать пользовательский опыт и определять аудиторию для показа соответствующей рекламы;
Справочно.
Таргетированная реклама — это способ онлайн-рекламы, в котором используются методы и настройки поиска целевой аудитории в соответствии с заданными параметрами людей, которые могут интересоваться рекламируемым товаром или услугой.
3) холодные звонки. Для организации холодных звонков компании могут в открытом доступе (в социальных сетях, иных интернет-ресурсах) собирать такие персональные данные, как номера телефонов, ФИО, e-mail потенциальных потребителей. Такие персональные данные относятся к общедоступным, то есть персональным данным, которые распространены самим субъектом либо с его согласия или в соответствии с требованиями законодательных актов (абз. 7 ст. 1 Закона). Однако возникает вопрос: не нарушаются ли права субъекта персональных данных, если он разместил номер телефона в социальной сети, например, для поиска работы, а ему поступают звонки по вопросу покупки товара от неизвестного ему магазина?
Справочно.
Файлы cookie — это небольшие текстовые файлы у вас на компьютерах, в которых хранится информация о ваших предыдущих действиях на сайтах.
В указанном случае не стоит забывать о требованиях законодательства о рекламе. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» запрещается размещение (распространение) рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, за исключением социальной рекламы, без согласия абонента или адресата на получение рекламы в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ).
С какой целью могут обрабатываться персональные данные в процессе маркетинга и рекламы?
Один из вопросов, на которые должна ответить организация перед началом обработки персональных данных, — это для реализации каких задач необходимы персональные данные?
В процессе маркетинга и рекламы зачастую персональные данные используются в следующих целях:
- направление рассылок информационного, новостного и рекламного характера, связанных с продукцией (работами, услугами);
- обеспечение участия в маркетинговых мероприятиях, проводимых организацией (с указанием конкретного маркетингового мероприятия);
- обеспечение участия в рекламных акциях и играх организации;
- проведение опросов, статистических и маркетинговых исследований.
Для достижения всех вышеперечисленных целей организация должна получить согласие субъекта персональных данных на их обработку. При этом важно разграничивать использование персональных данных для разных целей.
Справочно.
В отличие от направления информационной рассылки, обработка почтового адреса для доставки заказа будет осуществляться на основании договора (публичной оферты), заключенного с субъектом (абз. 15 ст. 6 Закона) без необходимости получения согласия.
Полученный от субъекта персональных данных почтовый адрес организация может использовать как для направления печатных информационных рассылок, так и для организации доставки заказанного через сайт товара.
Еще одним распространенным примером является использование e-mail или номера телефона для уведомления о статусе заказа, уточнения деталей заказа. Для указанных целей получать согласие субъекта персональных данных не нужно, такая обработка будет осуществляться в рамках исполнения договора (публичной оферты), заключенного с субъектом (абз. 15 ст. 6 Закона).
Нужно ли получать согласие при обработке персональных данных в процессе маркетинга и рекламы?
Для реализации мероприятий, проводимых в маркетинговых и рекламных целях, правовым основанием в большинстве случаев будет выступать согласие субъекта персональных данных.
В случае, если клиент оставил номер телефона при оформлении заказа, чтобы с ним связался курьер при осуществлении доставки товара, организация не может использовать такой номер телефона для целей маркетинга и рекламы, если не было получено отдельное согласие на это.
Справочно.
Если рекламная рассылка осуществляется с использованием нескольких каналов связи, например, через СМС, на e-mail, через мессенджеры, рекомендуется предоставлять субъекту выбор предпочтительных способов связи.
Согласие может быть получено следующими способами (пп. 2 и 3 ст. 5 Закона):
- в письменной форме или в виде электронного документа.
При этом не допускается включение согласия в договор с субъектом персональных данных. Это возможно только в том случае, если в договоре предусмотрен отдельный чек-бокс, где субъект сможет явно выразить свое согласие на обработку персональных данных для маркетинговых и рекламных целей;
- в иной электронной форме.
Зачастую согласие для целей маркетинга и рекламы получают посредством сайта, к примеру, при создании личного кабинета, оформлении заказа или в отдельной форме на сайте «подписаться на рассылку». Важно проследить, чтобы галочка в чек-боксе не была заранее проставлена. Кроме того, непроставление галочки не должно служить основанием для невозможности создания личного кабинета или оформления заказа.
Справочно.
Сookie-баннер – баннер согласия на использование файлов cookie – это уведомление, которое информирует посетителей сайта о том, как их файлы cookie используются в процессе использования сайта.
Если организация использует файлы cookie, то согласие на использование таких файлов необходимо получить посредством использования cookie-баннера, который размещается на сайте.
На какой срок необходимо получать согласие на обработку персональных данных?
Оператор может хранить персональные данные только в течение установленных законодательством или оператором сроков хранения данных и обязан удалить такие данные по истечении сроков хранения.
Срок хранения персональных данных может быть установлен законодательством (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов»). Если срок хранения законодательством не определен, то оператор устанавливает такие сроки самостоятельно.
Так, законодательством не определены сроки хранения персональных данных, используемых в целях маркетинга и рекламы. Практика показывает, что оптимальным сроком хранения данных для указанных целей является период не более 3 лет, к примеру, с даты последней покупки. Этот срок имеет обоснование: организация все еще надеется вернуть клиента в течение этого времени. Однако по прошествии 3 лет вероятность возвращения клиента существенно снижается.
Таким образом, недопустимой является практика организаций, которые устанавливают сроки хранения персональных данных для целей маркетинга и рекламы, к примеру, 5, 10 лет либо же хранят такие данные неопределенное количество времени.
Выводы
1. В процессе маркетинга и рекламы организации зачастую используют такие персональные данные, как имя, фамилия, номер телефона, e-mail, пол, возраст, адрес проживания субъекта персональных данных. Организации могут использовать технические характеристики устройства пользователя, такие как IP-адрес, рекламный идентификатор, наименование браузера, время посещения сайта, локация устройства, информация о пользовательском поведении и другие персональные данные, размещенные в сети Интернет.
2. Целью обработки персональных данных в процессе маркетинга и рекламы является выстраивание связи с субъектом персональных данных для предложения своих товаров (работ, услуг), выявления его потребностей.
3. В процессе реализации маркетинговых и рекламных мероприятий с использованием персональных данных оператор должен получить согласие субъекта персональных данных.
4. Срок согласия на обработку персональных данных в процессе маркетинга и рекламы не может превышать сроков хранения, установленных законодательством. При отсутствии законодательно установленных сроков оператор вправе определить их самостоятельно. В таком случае персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требуют заявленные цели обработки.