Содержание:
Правовое регулирование
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.05.2021 № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» в УК были внесены изменения и дополнения, в результате которых в Кодексе появились две новые статьи, где устанавливается ответственность за незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных, а также за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных.
Диспозиция ч. 1 ст. 203-1 УК сформулирована как умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина.
Что является предметом преступления в данном случае?
Предметом преступления, предусмотренного ст. 203-1 УК, выступают персональные данные и информация о частной жизни.
Следует отметить, что рассматриваемая статья УК применяется независимо от того, распространяется на обработку персональных данных действие Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон № 99-З) или нет, поскольку в этом случае речь может идти об обработке персональных данных физическими лицами в процессе в том числе личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью. Кроме того, уголовно-правовой охране подлежит также и информация о частной жизни, что существенно расширяет границы применения нормы.
Общественно опасное деяние представлено в виде двух альтернативных действий: незаконный сбор или незаконное предоставление. Каким образом производятся сбор и предоставление соответствующей информации другим организациям, гражданам или общественности, не имеет значения.
Важно.
Обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого состава является отсутствие согласия субъекта персональных данных на сбор и информации о частной жизни, и (или) персональных данных.
Незаконный сбор и незаконное предоставление применительно к персональным данным также предполагают отсутствие иных правовых оснований для их обработки, предусмотренных ст. 6 или ст. 8 Закона № 99-З.
Данные действия рассматривались применительно к административному правонарушению, однако следует отметить такую особенность. В отличие от административной ответственности законодатель криминализировал только незаконные сбор и предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица, тем самым вычленив из понятия «обработка» лишь два деяния. Однако повышенную общественную опасность рассматриваемых деяний законодатель связывает именно с наступлением общественно опасных последствий в виде существенного вреда. При этом наличие общественно опасных последствий выступает основным критерием разграничения административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния.
Следовательно, незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия будут признаны оконченным преступлением только в том случае, если в результате их совершения наступили последствия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина.
Какой вред может быть причинен таким преступлением?
Понятие «существенный вред» — достаточно часто используемый в уголовном праве оценочный признак, определяемый судом с учетом всех обстоятельств конкретного дела (причем оценка причиненного вреда должна быть детально мотивирована судом).
Существенный вред, о котором идет речь в ст. 203-1 УК, может носить как материальный, так и нематериальный характер.
Материальный вред в рамках исследуемого деяния может выражаться, например, в причинении вреда здоровью, имуществу гражданина в связи со сбором, предоставлением, распространением сведений о нем, причинении убытков, увольнении с работы, необходимости изменения места жительства и др.
В случае нематериального характера под иным существенным вредом следует понимать нарушение и ущемление прав и законных интересов физических лиц, распад семьи, причинение морального вреда, умаление чести, достоинства и деловой репутации гражданина.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Указанные действия должны быть совершены только умышленно, в отношении другого лица, без его согласия и иных законных оснований. При этом мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.
Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.
Справочно.
Уголовную ответственность по требованию потерпевшего влекут только указанные в ч. 1 ст. 203-1 УК деяния.
В ч. 2 ст. 203-1 УК установлен квалифицированный состав преступления, касающийся распространения информации о частной жизни и (или) персональных данных при аналогичных последствиях. Усиление ответственности в данном случае продиктовано тем, что, в отличие от предоставления, распространение информации о частной жизни и (или) персональных данных связано с ознакомлением с ними неопределенного круга лиц.
Формы распространения могут быть различными: это может быть распространение информации в сети Интернет или в социальных сетях, средствах массовой информации, посредством доведения информации до широкого круга лиц путем расклейки объявлений (сообщений) на информационных стендах, дверях подъездов, местах массового скопления людей и т.п. либо устное озвучивание информации неопределенному кругу людей (например, в общественном месте) и др.
Справочно.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 УК под близкими признаются близкие родственники и члены семьи потерпевшего либо иные лица, которых он обоснованно признает своими близкими.
Часть 3 ст. 203-1 УК предусматривает повышенную уголовную ответственность за рассмотренные действия, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга. Таким образом, данной нормой установлены особые требования к потерпевшему, и наступление уголовной ответственности зависит от установления его особого статуса.
Справочно.
Понятия «осуществление служебной деятельности» или «выполнение общественного долга» раскрываются в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17.12.2002 № 9 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 139 УК)».
Пример 1
По информации Следственного комитета Республики Беларусь, 35-летний работник расчетно-кассового центра за три года скопировал из информационной системы персональные данные почти 1,5 миллиона граждан Беларуси. В последующем он размещал в Telegram-каналах и чатах информацию о частной жизни и персональных данных правоохранителей, должностных лиц и их родственников. По результатам расследования мужчине предъявлено обвинение по ряду статей УК, в том числе ч. 3 ст. 203-1 УК.
Пример 2
Согласно материалам дела один из участников Telegram-канала разместил в общем доступе фотографии и персональные данные старшего помощника прокурора без его согласия в связи с выполнением им служебных обязанностей, чем причинил существенный вред его правам, свободам и законным интересам.
Пример 3
По информации Генеральной прокуратуры, возбуждено уголовное дело по факту незаконного распространения персональных данных председателя районного суда. Согласно материалам дела на одном из деструктивных Telegram-каналов неустановленное лицо разместило фотоизображение председателя районного суда в связи с выполнением им служебных обязанностей, под которым содержалась информация о его личных данных и результатах рассмотренных уголовных дел. Противоправные действия квалифицированы по ч. 3 ст. 203-1 УК.
Уголовная ответственность лиц, осуществляющих обработку персональных данных
В ст. 203-2 УК установлена ответственность за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий.
Справочно.
Общий порядок применения мер по обеспечению защиты персональных данных (правовых, организационных и технических) определен в ст. 17 Закона № 99-З.
Указом Президента Республики Беларусь от 28.10.2021 № 422 «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных» установлены дополнительные меры, связанные с обеспечением защиты персональных данных. Это, например, необходимость прохождения специального обучения лицами, в обязанности которых входит защита персональных данных. Кроме того, дополнены обязанности оператора — в частности, установлена обязанность ведения учета персональных данных, подлежащих обработке государственными органами и иными организациями.
Справочно.
Под тяжкими последствиями в юридической литературе понимают самоубийство, вред здоровью потерпевшего, причинение ущерба в особо крупном размере, уничтожение информации особой ценности, создание политической и социальной напряженности в обществе и др.
Рассматриваемый состав является материальным и будет окончен с момента наступления последствий. В качестве общественно опасных последствий, предусмотренных ст. 203-2 УК, выступает одновременное распространение персональных данных (ознакомление с ними неопределенного круга лиц) и причинение тяжких последствий.
Тяжкие последствия также являются оценочной категорией и связаны с повышенной общественной опасностью преступного деяния.
Характерно, что законодатель, формулируя диспозицию данной нормы, признал предусмотренное в ней преступление как совершенное по неосторожности, о чем свидетельствует указание на неосторожную вину по отношению к последствиям несоблюдения мер обеспечения защиты персональных данных. При такой конструкции вины возможны два варианта: легкомыслие или небрежность.
Субъект преступного посягательства специальный — лицо, осуществляющее обработку персональных данных.
Лицо может осуществлять обработку персональных данных в связи с должностным положением, трудовыми или служебными обязанностями, выполнением обязательств по гражданско-правовому договору и на иных законных основаниях.
Выводы
Установление уголовной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных стало важным условием обеспечения конституционного права на охрану неприкосновенности частной жизни и персональных данных и превентивной мерой недопущения нарушения законодательства о защите персональных данных.