Ответ: Ситуацию следует рассматривать как неэффективное использование рабочего времени водителя автобуса.
С одной стороны, у водителя имеется рабочее время (7 часов), которое фактически не отрабатывается в качестве водителя автобуса, но оплачивается. При этом в общем отработанном времени есть сверхурочное время, оплачиваемое в повышенном размере.
С учетом этого необходимо рассмотреть вопрос об уменьшении расходования средств на оплату труда и рациональной организации труда водителя автобуса.
В данном случае оптимальными могут быть следующие решения:
1) установить для водителя автобуса режим разделения рабочего дня на части с неполным рабочим временем (3 часа ежедневно);
2) заключить с водителем автобуса новый трудовой договор (контракт) (внести изменения в действующий) и предусмотреть в нем обязанности по двум профессиям (водителя автобуса и по профессии, которая применяется при работе на объекте).
Режим разделения рабочего дня на части. Согласно ч. 1 ст. 127 ТК на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывами продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и пи-тания.
Заметим, что при работе в режиме разделения рабочего дня на части продолжительность перерыва (общая продолжительность перерывов) должна быть более 2 часов, в данном случае — 7 часов. При этом, поскольку 7 часов не является рабочим временем, переработка не образуется. Для водителя автобуса в таком случае устанавливается неполное рабочее время в рамках изменения существенных условий его труда. Соответственно, оплата производится за фактически отработанное в качестве водителя автобуса рабочее время (3 часа).
В условиях разделения рабочего дня на части водителю автобуса устанавливается доплата за разделение рабочего дня на части, как правило, в процентном отношении к его тарифной ставке. Соответствующая норма об установлении такой доплаты должна быть предусмотрена в локальном нормативном правовом акте (например, в положении об оплате труда).
Поручение работы по двум профессиям. Поручение работы по двум профессиям (водителя автобуса и, например, каменщика) можно оформить двумя способами:
1) в трудовом договоре водителя автобуса определить трудовую функцию по двум профессиям;
2) заключить с водителем автобуса два трудовых договора (контракта): по основной работе и работе по совместительству.
Во всех случаях доплата за классность начисляется и выплачивается работнику за фактически отработанное в качестве водителя автобуса рабочее время.