Содержание:
Шаг 1. Определяем наименование должности руководителя
Для руководителей организаций ч. 3 п. 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее — Общие положения ЕКСД), предусмотрены следующие базовые наименования — генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий.
Конкретное наименование должности устанавливается в зависимости от организационно-правовой формы организации, структуры управления, положений учредительных документов, иных факторов, а также с учетом Общих положений ЕКСД и иных законодательных актов.
Шаг 2. Проверяем соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к руководителю
Законодательство предъявляет общие квалификационные требования к лицу, которое назначается на должность руководителя. К ним относится, в частности, наличие:
— высшего образования;
Справочно.
В порядке исключения на должность руководителя может быть назначено лицо, не соответствующее общим квалификационным требованиям. Такое решение принимается нанимателем с учетом опыта работы, деловых качеств, уровня образования кандидата и иных факторов (п. 12 Общих положений ЕКСД).
— стажа работы на руководящих должностях не менее 5 лет (выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159).
Дополнительные квалификационные требования к лицу, претендующему на занятие должности «руководитель», могут быть определены на законодательном и локальном уровнях (например, учредительными документами или локальными правовыми актами организации). К примеру, законодательство устанавливает дополнительные квалификационные требования к руководителям организаций, осуществляющих:
— лицензируемые виды деятельности (например, медицинскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг и др.);
— отдельные виды деятельности (юридические лица, включенные Национальным банком в реестр форекс-компаний (далее — форекс-компании), аудиторские организации и т.п.).
Шаг 3. Проверяем отсутствие ограничений на занятие должности руководителя
Законодательство устанавливает определенные ограничения для руководителей при занятии соответствующей должности, например следующие.
1. Руководителям государственных организаций запрещено:
— выполнять любую оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 1 ст. 255 ТК);
— работать по совместительству на двух руководящих должностях, кроме должностей мастеров и бригадиров и др. (ст. 348 ТК).
2. Глава фермерского хозяйства не может быть одновременно руководителем иной коммерческой организации (п. 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Шаг 4. Проводим проверку профессиональной пригодности кандидата на должность руководителя
Оформлению трудовых отношений с руководителем могут предшествовать определенные мероприятия, в частности:
• проведение конкурса;
• избрание на должность;
• назначение на должность и др. (ч. 2 ст. 254 ТК).
Справочно.
Прием на работу руководителя без процедур, проведение которых с точки зрения законодательства или положений учредительных документов является обязательным, признается основанием для прекращения трудовых отношений в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п. 3 ст. 44 ТК).
Условия и порядок проведения таких процедур, как правило, устанавливаются отраслевым законодательством (например, банковским, страховым и др.) либо фиксируются в учредительных документах организации.
Кроме того, в уставах хозяйственных обществ может быть закреплено положение, допускающее занятие руководителем должности в органах управления других организаций только с согласия общего собрания участников (ч. 7 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах»).
Шаг 5. Подписываем письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений
Законодательство о борьбе с коррупцией устанавливает дополнительные требования к лицам, претендующим на должность руководителя государственных организаций. В частности, такие лица обязаны подписать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.
Справочно.
Неподписание антикоррупционного обязательства влечет за собой:
— отказ в регистрации в качестве кандидата на должность;
— отказ в назначении на должность;
— освобождение от занимаемой должности.
Перечень таких ограничений является достаточно широким и в большей степени касается:
— вопросов осуществления предпринимательской деятельности;
— порядка совершения сделок от имени организации, в которой лицо является руководителем;
— ограничений по совместной работе и др. (ст. 18–20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»).
Шаг 6. Принимаем решение о приеме на работу руководителя
Решение о приеме на работу руководителя принимается различными уполномоченными субъектами в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и созданной в нем структуры органов управления:
— в хозяйственных обществах — общим собранием участников или советом директоров (в случае его создания) путем оформления протокола заседания соответствующего органа (или решения — если в хозяйственном обществе единственный участник);
— в унитарных предприятиях — собственником имущества путем оформления соответствующего решения;
— руководители некоторых организаций могут назначаться Президентом Республики Беларусь (например, глава администрации Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»).
Шаг 7. Запрашиваем документы, предусмотренные законодательством при приеме на работу
При приеме на работу руководителя организации на него распространяются общие требования в части предъявления документов. Так, лицо должно представить нанимателю документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета, трудовую книжку и другие документы, предусмотренные ст. 26 ТК и иными законодательными актами.
Шаг 8. Делаем запросы и получаем характеристику с предыдущих мест работы
Чтобы получить более подробную информацию о профессиональных и личных качествах руководителя, наниматель вправе запросить характеристику на него с предыдущего места работы.
В свою очередь для нанимателей — государственных организаций запрос такой характеристики является обязанностью. Помимо этого, такие наниматели обязаны запросить также:
• характеристику из государственной организации, являвшейся местом работы руководителя в течение предшествующих 5 лет;
• сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях (ч. 2 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).
Шаг 9. Заключаем трудовой договор с руководителем
Трудовой договор с руководителем от имени организации может быть подписан различными лицами:
1) в хозяйственных обществах:
— председателем общего собрания или иным лицом, уполномоченным собранием;
— председателем совета директоров или его уполномоченным членом (если указанный орган создан в обществе);
2) в унитарных предприятиях — собственником имущества или иным уполномоченным им лицом;
3) в государственных организациях — лицами, указанными в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» (далее — постановление № 604), и т.д.
Справочно.
Определенная особенность в части оформления трудовых отношений имеется в унитарных предприятиях, в которых собственник имущества является одновременно директором предприятия. В этом случае трудовой договор с руководителем не заключается, а трудовые отношения оформляются приказом (решением) самого руководителя о выполнении полномочий директора.
Отметим, что должностные инструкции на руководителей, как правило, не разрабатываются. Их права и обязанности регламентируются актами законодательства, учредительными документами и трудовым договором (ч. 4, 5 п. 10 Общих положений ЕКСД).
В трудовом договоре с руководителем можно предусмотреть дополнительные положения, нехарактерные для других работников организации. Например, дополнительное основание досрочного прекращения трудовых отношений «по решению собственника имущества организации или уполномоченного им органа в случае отсутствия виновных действий (бездействия) руководителя» (ст. 259 ТК).
Справочно.
Трудовой договор, заключаемый с руководителем, должен содержать все обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (а в случае заключения контракта — также обязательные условия для контрактной формы найма) (ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 261² ТК).
В контрактах с руководителями государственных организаций дополнительно должны быть предусмотрены некоторые иные обязательные условия (например, показатели эффективности работы организации, дополнительные основания для лишения премии руководителя и др.). В определенных случаях контракт с руководителем государственной организации подлежит согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь или Государственным комитетом по имуществу (п. 2 постановления № 604).
После заключения с руководителем трудового договора прием на работу в общем порядке оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ч. 4 ст. 25 ТК), который, как правило, подписывается руководителем организации. Основанием для издания приказа является решение уполномоченного органа о назначении руководителя.
Шаг 10. Вносим запись в трудовую книжку и оформляем иные документы
Завершают процедуру документального оформления приема на работу директора внесением соответствующей записи в трудовую книжку и оформлением личной карточки воинского учета (на лиц, подлежащих воинскому учету).
Справочно.
В трудовой книжке запись о приеме на работу руководителя с заключением контракта нужно формулировать следующим образом: «Принят на должность директора с заключением контракта».
Шаг 11. Уведомляем заинтересованных лиц о приеме на работу руководителя
О приеме на работу нового директора необходимо уведомить некоторые органы и организации:
1) регистрирующий орган по месту нахождения организации (абз. 3 п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1);
2) обслуживающий банк (ч. 4 ст. 200 Банковского кодекса Республики Беларусь);
3) администрацию Парка высоких технологий (ПВТ) — компаниям, являющимся резидентами ПВТ (как правило, эта обязанность предусматривается договором между резидентом ПВТ и администрацией ПВТ, который заключается согласно п. 16 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12);
4) Национальный банк Республики Беларусь — форекс-компаниям (абз. 2 п. 7 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.12.2015 № 761 «О реестре форекс-компаний») и т.д.