Ответ: Можно, так как примерная форма контракта носит рекомендательный характер. При заключении контракта с работником можно не отражать в документе все условия примерной формы контракта, за исключением тех условий, которые являются обязательными в силу ст. 19 и 261² ТК.
Законодательство не содержит норм, обязывающих работника и нанимателя заключать контракт в соответствии с примерной формой контракта, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (далее – Примерная форма).
В этой связи стороны трудовых отношений вправе исключить отдельные положения Примерной формы и заключить контракт в редакции, отличной от Примерной формы. При этом важно понимать, что существуют положения, которые являются обязательными условиями трудового договора и контракта в соответствии с ТК.
Контракт является разновидностью срочного трудового договора, который наниматель может заключать с работником. Частью 2 ст. 19 ТК определено, какие обязательные сведения и условия должны быть отражены в трудовом договоре с работником. В частности, данные о работнике и нанимателе, место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу, трудовая функция и т.д.
При заключении контракта с работником в нем должны быть зафиксированы дополнительные условия, применимые при контрактной форме найма (ч. 1 ст. 261² ТК.). К ним относятся такие условия, как дни и периодичность выплаты заработной платы, проведение аттестации не реже одного раза в 3 года, дополнительные меры стимулирования труда (повышение тарифного оклада и дополнительный поощрительный отпуск) и т.д.
Примерная форма включает в себя некоторые дополнительные положения по сравнению с обязательными условиями, например:
- порядок выплаты заработной платы (в части возможности нанимателя ее замены на натуральную оплату полностью или частично, если стороны не согласовали выплату заработной платы в натуральной форме);
- положение о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций работнику;
- условия о возможности привлечения сторон к ответственности (в отношении работника – в том числе к материальной ответственности) за допущенные нарушения;
- вопросы изменения / продления / прекращения действия контракта;
- организационные положения (регулирование вопросов, не предусмотренных контрактом, количество экземпляров документа).
Перечисленные выше положения достаточно стандартизированы, и в целом их наличие в контракте не является обязательным.