Вы на портале
Заключение трудового договора

Запрос характеристики уволенным работником

С 24.10.2021 в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» наниматели при приеме на работу работника в государственные органы обязаны запрашивать характеристику с предыдущего места его работы, которая выдается в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса. А может ли запросить такую характеристику уволившийся работник?

Лавфер Елена

Юрист

2715 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Запрос характеристики при приеме на работу 

В соответствии с ч. 1 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы.

Частью 2 п. 11 Декрета № 5 с 24.10.2021 установлена обязанность нанимателя при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее — государственная организация), если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

  • характеристику с предыдущего места его работы;
  • характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

Нормы Декрета № 5, касающиеся обязанности нанимателя запрашивать характеристику при приеме на работу, имплементированы в ч. 3 ст. 26 ТК, которая изложена в новой редакции. 

Выдача характеристики по запросу

Обязанность выдачи характеристики в случае поступления запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности. 

Характеристика выдается в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего запроса по форме, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585.

Требование работника о подготовке и выдаче оригинала характеристики

Если работник обращается к нанимателю с просьбой подготовить и выдать ему характеристику, наниматель вправе отказать работнику в удовлетворении его просьбы. 

Так, согласно ст. 51 ТК наниматель обязан не позднее чем в пятидневный срок по просьбе работника, в том числе уволенного, выдать ему справку с указанием квалификации, должности служащего (профессии рабочего), времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством.

Нормы законодательства не обязывают нанимателя представлять по просьбе работника характеристику. 

Таким образом, если работник обратился к нанимателю с просьбой выдать документ или предоставить сведения, не предусмотренные законодательством, наниматель вправе отказать в предоставлении этого документа или сведений. 

Обязанность для работника представить при трудоустройстве характеристику с предыдущих мест работы законодательством не установлена.

Требование работника о выдаче копии характеристики для ее обжалования

На практике иногда возникает ситуация, когда работник просит предоставить ему копию характеристики, оригинал которой предыдущий наниматель направлял по запросу при трудоустройстве к другому юридическому лицу в соответствии с нормами Декрета № 5 и ст. 26 ТК. Как правило, это происходит в том случае, когда работнику отказывают в трудоустройстве по причине негативных утверждений в характеристике, выданной предыдущим нанимателем, а работник в свою очередь хочет обжаловать это в судебном порядке. 

В таком случае юридическим лицам при выдаче документов гражданам следует руководствоваться нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» (далее — постановление № 1256). 

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления № 1256 юридические лица всех форм собственности, если иное не предусмотрено актами законодательства, выдают копии исходящих от них документов обратившимся к ним гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам (далее — обратившееся лицо) или их представителям, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц. Исключение составляют копии исходящих документов, относящихся к пе­реписке государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

При этом важно учитывать, что постановлением № 1256 не определена обязанность организации, получившей характеристику, выдать ее копию.

В заявлении обратившегося лица (его представителя) о выдаче копии документа должны быть указаны сведения, подтверждающие наличие в запрашиваемом документе информации, непосредственно касающейся конкретных прав и (или) законных интересов обратившегося лица.

Когда можно отказать в выдаче характеристики для ее обжалования? 

В качестве оснований для отказа в выдаче копий документов в подп. 1.4 п. 1 постановления № 1256 определены следующие:

  • заявление (запрос) не соответствует требованиям законодательства об обращениях граждан либо об административных процедурах, а также постановления;
  • выдача копии документа невозможна в связи с его утратой, истечением ус­тановленного актами законодательства срока хранения, неисправимым повреждением;
  • в документе содержатся сведения, затрагивающие права и (или) законные интересы других лиц;
  • в документе содержится информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами;
  • порядок выдачи запрашиваемой копии документа регулируется законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, а также иными законодательными актами;
  • документ относится к дипломатической переписке. 

Отказ в выдаче копии документа должен быть мотивирован.

В какой срок рассматривается заявление работника? 

Юридические лица всех форм собственности рассматривают заявления о выдаче копий документов и свидетельствовании их верности в соответствии с Законом Респуб­лики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 300-З) либо Законом Рес­публики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (подп. 1.6 п. 1 постановления № 1256).

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).

Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц установлена ст. 10.10 КоАП. Так, отказ в приеме обращения гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере до 4 базовых величин (ч. 1 ст. 10.10 КоАП).

Резюме:
1. Наниматели обязаны или вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы. При этом запрашивать такую характеристику обязаны (вправе) именно наниматели, а не работники.
2. В случае, если работник допускает, что содержание характеристики носит негативный акцент или она содержит недостоверную информацию, в связи с чем он будет обращаться в суд, то он вправе обратиться с заявлением к предыдущему нанимателю о выдаче копии документа в соответствии с постановлением № 1256.
3. Предыдущий наниматель обязан рассмотреть обращение работника в сроки, установленные Законом № 300-З, а именно не позднее 15 дней.

2715 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме