Структура документа не изменилась — четыре раздела: «Общие положения», «Налоговое обязательство», «Учет плательщиков. Налоговый контроль», «Обжалование решений налоговых органов. Налоговые и таможенные органы».
Проект предусматривает новый принцип налогообложения — презумпция добросовестности плательщика, который предполагает, что до тех пор пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, он будет считаться добросовестным. Планируется ввести такие принципы налогообложения, как стабильность налогового законодательства (когда в течение финансового года в любые элементы налогообложения изменения вноситься не могут) и принцип гласности, предполагающий обязательное незамедлительное опубликование в СМИ новых законов о налогообложении.
Законопроект исключает придание обратной силы актам налогового законодательства и разрешает возможную коллизию между нормами Особенной и Общей части в пользу последней.
Из других новаций, которые можно признать значимыми для коммерческих организаций, можно отметить:
● откорректирован порядок исчисления сроков, в том числе понятие «календарный год»;
● конкретизировано понятие налогового резидентства для физических лиц, в том числе с учетом такого фактора, как срок проживания в стране;
● физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве ИП, уплачивают налоги как ИП;
● расширена категория лиц, признаваемых взаимозависимыми;
● предусмотрено определение понятий «подлинный владелец организации» и «осуществление контроля одного лица над другим»;
●компании, открывшие счета в банках за рубежом, обязаны ежегодно сообщать в налоговую инспекцию о движении денежных средств по этим счетам;
● граждане получат возможность обращаться не только в «свою» налоговую инспекцию по месту жительства, но в любую другую, которая первой им повстречается: экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков;
● проектом предусмотрено увеличение до 5 лет (с нынешнего трехлетнего) срока для зачета, возврата налогов;
● решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки по налогам будут принимать налоговые органы на местах при наличии обеспечения исполнения такого обязательства залогом, поручительством либо банковской гарантией;
● помимо таких способов обеспечения уплаты налогов, как залог имущества и поручительство, вводится применение банковской гарантии. При этом на период залога, поручительства или банковской гарантии в отношении неуплаченных налогов не будeт применяться принудительное взыскание задолженности и приостанавливаться операции по счетам;
● размер пени за несвоевременную уплату налогов теперь не должен превышать сумму доначисленного налога;
● изменяется порядок приостановления движения денег по счетам. Если до совершения нарушения плательщик в течение 6 месяцев исправно платил налоги, то приостановление операций по счетам будет происходить не ранее чем через 10 дней после начала просрочки. За эти 10 дней нужно уплатить налоги. Если были случаи, что за этот же период плательщик рассчитывался с бюджетом в период с 22 числа текущего месяца до первого числа следующего месяца, то приостановление операций по счетам будет не ранее чем через 5 дней;
● в отношении имущества, находящегося в залоге, налоговые органы вправе выносить решение об аресте такого имущества и обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налогов за счет него;
● взыскание налогов не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты (пресекательный срок), за исключением случаев, когда:
– проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет;
– плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
● взыскание с ИП (в отличие от взыскания с организаций) будет осуществляться на основании исполнительной надписи нотариуса или решения суда без обращения к судебному исполнителю;
● задолженность организации-должника взыскивается за счет его имущества на основании решения суда. При этом такое взыскание будет производиться и в отношении организаций, находящихся в процедуре ликвидации, если это не связано с банкротством;
● появляется новый вид налоговой проверки — дополнительная камеральная проверка. Она может проводиться в случае отмены решения по акту предыдущей камеральной проверки на основании жалобы плательщика;
● ликвидация организации по инициативе налоговой инспекции может иметь место в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев. Подача объяснения о причинах бездействия уже ни на что не влияет;
● трансфертному ценообразованию (ТЦО) теперь посвящена не одна статья, а отдельная глава. Внесены изменения в регулирование ТЦО: уточняются термины и положения, раскрывающие механизм контроля трансфертных цен, порядок и условия сопоставления со сделками, которые считаются рыночными, увеличивается число критериев для поиска и определения сопоставимых сделок, расширено описание методов определения рыночной цены для целей определения налоговой базы, определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при их выборе.
Увеличен суммовой порог сделок для попадания под контроль ТЦО. Так, по внешнеторговым договорам сумма сделки с взаимозависимым лицом должна превышать 400 000 рублей, по стратегическим товарам и с участием крупных плательщиков — 2 000 000 рублей и более. То есть в целом количество сделок, подлежащих контролю ТЦО, должно уменьшиться;
● любопытное новшество применения контроля за ТЦО при сделках с недвижимостью: исключается двадцатипроцентное отклонение от рыночных цен, которое могут применять налоговые органы в настоящее время;
● скорректирован порядок обжалования решений и действий налоговых органов. Жалобу можно будет подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет, как в областную (Минскую городскую) налоговую инспекцию, так и напрямую в Министерство по налогам и сборам;
● изменены акценты в определении прав и обязанностей налоговых органов: приостановление операций по счетам или наложение ареста будет не обязанностью, а правом налоговиков. В определенных случаях налоговые органы смогут заключать договор залога, договор поручительства, применять банковскую гарантию, вводить временное ограничение на снятие транспортных средств с учета, а также вносить представление об ограничении права выезда из страны и обязательно уведомлять плательщика об этих инициативах;
● налоговые органы наделяются правом заключать мировое соглашение об отсрочке/рассрочке исполнения обязательств плательщика в производстве по делу о банкротстве.
В целом можно сказать, что совместная работа над законопроектом в рамках межведомственной группы представителей госорганов и бизнес-сообществ увенчалась успехом. Конечно, бизнес хотел большего и, вероятно, рассчитывал на большее, но не все сразу. К тому же со дня принятия Особенной части в декабре 2002 года, т.е. за пятнадцать с половиной лет, изменения вносились двадцать один раз. Ожидаемое — двадцать второе — изменение тоже не будет последним, а это значит, надежды на новые изменения не беспочвенны.