Вы на портале

Как предотвратить корпоративный спор, или О важности договариваться со старта

При создании бизнеса партнеры, как правило, не задумываются о возможных вариантах развития ситуации в будущем и не уделяют должного внимания регламентации и урегулированию корпоративных отношений в случае возникновения конфликтов. В отсутствие четких правил поведения при конфликте общество может столкнуться со сложностями в принятии эффективных управленческих решений, что может стать причиной утраты контроля участниками над его деятельностью.

Морозова Светлана
Морозова Светлана

юрист

Ермак Дарья
Ермак Дарья

помощник адвоката Адвокатского бюро «РЕВЕРА»

2708 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое корпоративные конфликты (споры)?

В самом широком понимании корпоративный спор — это разногласия, которые приводят или могут привести:

— к нарушению законодательства, устава или внутренних локальных документов общества;

— нарушению прав участника (акционера) хозяйственного общества, группы участников (например, участников-миноритариев);

— досрочному прекращению полномочий органов управления общества;

— дестабилизации нормальной работы органов управления и невозможности принятия любых, даже необходимых для существования общества решений;

— недобросовестному поведению тех или иных участников корпоративных отношений (отдельных участников, членов органов управления либо групп участников).

Причинами возникновения и развития корпоративного спора могут быть, в частности, следующие обстоятельства:

— расхождение экономических интересов участников хозяйственного общества в отношении направлений деятельности общества и стратегии дальнейшего развития;

— различный объем прав и полномочий контроля над хозяйственным обществом у участников (акционеров) в зависимости от размера принадлежащих им долей в уставном фонде (акций);

— формирование органов управления общества, по сути, только мажоритарными участниками, исключающее свободное и открытое формирование состава данных органов, и др.

Основные документы, регулирующие корпоративные отношения

Как правило, корпоративные конфликты являются следствием недобросовестного поведения участников корпоративных отношений (например, директор, злоупотребляя правом, не предоставляет участникам по их запросу информацию о деятельности общества, совершает сделки без предварительного согласования уполномоченного органа общества и т.д.).

В отношении недобросовестных лиц выстроить систему действенных превентивных мер крайне сложно.

Однако если говорить о корпоративных спорах, возникающих в рамках правового поля, то предотвратить их возможно путем закрепления определенных правил в соответствующих документах.

Устав общества

Устав является ключевым документом, обязательным для всех хозяйственных обществ.

Рекомендации по подготовке устава:

1. Устав общества не должен быть типовым. При разработке устава следует учитывать особенности деятельности общества, состав и количество участников.

2. Устав общества должен содержать все обязательные условия, предусмотренные законодательством. Круг вопросов, которые должны быть урегулированы уставом хозяйственного общества, содержится в ч. 2 ст. 14, ст. 69, ст. 92 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах).

3. Устав должен отражать интересы и договоренности всех участников, особенно в вопросах, касающихся обращения доли в уставном фонде (акций), размера и порядка формирования уставного фонда, кворума проведения собрания, количества голосов, принадлежащих каждому участнику, порядка принятия решений, распределения прибыли и т.д.

Ситуация. В состав ООО входит два участника, которые планируют совместный бизнес, исходя из деловых качеств, опыта и сложившихся между ними взаимоотношений. В этой связи принципиальным вопросом для каждой стороны является сохранение именно такого состава участников общества.

Если отчуждение доли в уставном фонде общества путем ее продажи достаточно детально регулируется законодательством (ст. 98-101 Закона о хозобществах) и предусматривает преимущественное право участников на покупку доли, а также право самого общества на покупку доли на предложенных условиях, то вопросы отчуждения доли иным образом, чем продажа, а также наследования доли Закон о хозобществах регулирует в меньшей степени.

Справочно.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 Закона о хозобществах уставом ООО может быть предусмотрена необходимость получения согласия общества или остальных его участников на отчуждение доли (части доли) участника в уставном фонде этого общества третьим лицам иным образом, чем продажа.

В ситуации, если участники не определят в уставе механизм отчуждения доли иным образом, чем продажа, в том числе не ограничат такое отчуждение согласием остальных участников или собрания, участник получает возможность действовать беспрепятственно, то есть подарить, обменять долю в уставном фонде, внести ее в уставный фонд другого юридического лица в любое время.

Аналогичного подхода придерживается законодатель и в отношении наследования доли в уставном фонде. В ч. 1 ст. 102 Закона о хозобществах презюмируется, что доли в уставном фонде физических лиц переходят к наследникам без согласия остальных участников общества. То есть для того, чтобы оставшийся участник мог повлиять на вопрос вхождения в бизнес наследников умершего участника, необходимо прямо предусмотреть это в уставе.

Таким образом, для того чтобы избежать манипуляций с долями в уставном фонде общества при возникновении конфликтных ситуаций, участники должны четко урегулировать механизм распоряжения долями в уставном фонде, зафиксировав его как минимум в уставе.

4. Устав должен отражать договоренности и правила взаимодействия участников общества с органами управления общества.

Ситуация. Участниками общества являются нерезиденты Республики Беларусь, у которых отсутствует возможность постоянно находиться на территории места нахождения общества, осуществлять текущий контроль за его деятельностью и, в частности, за деятельностью руководителя. В связи с опасениями участников по поводу возможного недобросовестного поведения директора (например, наем на работу на руководящие должности близких родственников и выплата им необоснованно большой заработной платы и премий, выбор контрагентов и заключение договоров исходя из личных выгод, а не интересов общества и др.) для них важно создать систему контроля за действиями директора. В таком случае возможны следующие варианты превентивного контроля.

Вариант 1. Создание в обществе совета директоров как органа, который будет контролировать деятельность директора, а также осуществлять общее руководство деятельностью общества в пределах, определенных законодательством и уставом.

Справочно. 
Преимущество совета директоров перед общим собранием участников заключается в том, что законодательство в части требований к порядку созыва и проведения заседаний, срокам извещения членов о созыве и проведении и прочих процедурных вопросов более гибкое, нежели в отношении общего собрания участников. Эти вопросы допустимо урегулировать в уставе либо локальном нормативном правовом акте, регулирующем деятельность совета директоров.

Вариант 2. Прямые ограничения полномочий директора в уставе. По общему правилу единоличный исполнительный орган обязан получить предварительное согласие (последующее одобрение) вышестоящего органа общества на совершение обществом крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц (ст. 57 и 58 Закона о хозобществах).

В соответствии со ст. 34, 50 Закона о хозобществах к компетенции общего собрания участников и совета директоров допустимо относить и иные вопросы, не поименованные в Законе о хозобществах, однако предусмотренных в уставе.

Исходя из профиля деятельности компании, к компетенции общего собрания участников (либо совета директоров при его образовании) можно отнести целый ряд действий, которые, по общему правилу, совершаются единоличным исполнительным органом, например:

— прием, изменение условий труда, прекращение трудовых отношений с заместителями директора, главным бухгалтером, руководителями структурных подразделений общества;

— выплата премии директору общества;

— совершение обществом сделки на сумму свыше определенного порога и пр.

Для совершения указанных сделок директору необходимо будет получить предварительное/последующее одобрение упомянутых действий у вышестоящего органа, а у участников общества появится право оспорить указанные сделки в случае нарушения порядка их совершения.

Вариант 3. Установление дополнительного контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа. Может быть реализовано посредством фиксации в уставе общества положения о том, что директор обязан предоставить уполномоченному органу общества (общему собранию участников либо совету директоров) отчеты о своей деятельности. Содержание, периодичность предоставления и форма такого рода отчетности могут быть определены уставом.

5. Устав может предусматривать иные вопросы, не поименованные в Законе о хозобществах, но не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Акционерное соглашение (договор об осуществлении прав участников) хозяйственного общества

С 26 января 2016 г. для обществ, состоящих из более чем двух участников (акционеров), стало возможным заключение договора об осуществлении прав участников или акционерного соглашения. Правила, предусмотренные в соответствующем документе, призваны урегулировать отношения между конкретными лицами — участниками общества. При этом такие правила могут детализировать устав, определять специфические правила участия в составе общества и т.д.

Ситуация. В ЗАО три акционера, распределение количества акций следующее:

— мажоритарный акционер (73 % акций);

— миноритарный акционер 1 (5 % акций);

— миноритарный акционер 2 (22 % акций).

Для принятия решения о реорганизации ЗАО необходимо квалифицированное большинство голосов всех акционеров (не менее трех четвертей голосов) или не менее 75 % голосов (ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах). Миноритарные акционеры не заинтересованы в реорганизации общества в ближайшие несколько лет осуществления деятельности. Для соблюдения своих интересов они заключают между собой акционерное соглашение, в соответствии с условиями которого при рассмотрении общим собранием акционеров вопроса о реорганизации общества в течение первых трех лет с даты государственной регистрации оба миноритарных акционера обязуются проголосовать «против».

Иные локальные нормативные правовые акты хозяйственных обществ

Если вести речь о процедурных вопросах взаимодействия между участниками общества, между участниками общества и органами управления, между органами управления, действенным инструментом может стать разработка и утверждение локальных нормативных правовых актов, детально регулирующих соответствующие вопросы (Регламент работы общего собрания участников, Положение о Наблюдательном совете (Совете директоров), Положение о порядке ознакомления с информацией общества и пр.).

Резюме.
В большинстве случаев возникновение корпоративных конфликтов и споров можно предупредить. И если от недобросовестного поведения участников корпоративных отношений застраховаться нельзя, то корпоративные конфликты в рамках правового поля можно предотвратить путем закрепления определенных правил в соответствующих документах хозяйственных обществ.
На этапе создания компании пристальное внимание следует уделить подготовке и разработке устава общества, особенно наиболее важным его положениям:
— процентное соотношение долей;
— кворум для проведения общего собрания и порядок принятия решений на нем;
— структура органов управления;
— порядок получения участниками информации и документов о деятельности общества;
— порядок отчуждения долей в уставном фонде общества;
— порядок наследования и правопреемства в отношении долей.

2708 Shape 1 copy 6Created with Avocode.