Вы на портале

Контрагент признан лжепредпринимателем

Ваш контрагент признан лжепредпринимателем (без признания первичных учетных документов недействительными): когда присваивается такой статус, чем он опасен, а также рекомендации к действию.

Обновлено
Редакция портала "Юрист"
Редакция портала "Юрист"
365 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Материал актуален по состоянию на 13.08.2018

Что значит такой статус?

Компания включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр) при наличии одного или нескольких оснований, предусмотренных подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

При этом операции такой компании не признавались недействительными.

Чем это опасно?

Включение в реестр по этим основаниям не несет в себе таких рисков, как включение с признанием хозяйственных операций недействительными.

Однако не стоит расслабляться – сотрудничество с таким контрагентом потенциально опасно и может привести к негативным последствиям в виде предписания о доначислении налогов.

Кроме того, в соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не могут выступать помимо прочего лица, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Что делать?

Проверить период сотрудничества с контрагентом. Если вы сотрудничали с ним в прошлом (сделка с ним «закрыта»), т.е. ДО его включения в реестр, то риск возникновения негативных последствий невелик.

Если клиент новый или действующий, то нужно принять меры, зависящие от основания включения его в реестр.

  • Включение произошло на основании абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488 (представлена налоговая декларация, которая свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения, либо такие декларации не представлялись в течение двух отчетных периодов подряд).

Следует запросить сведения из обслуживающего банка контрагента о поступлении денежных средств на счета.

После получения сведений из банка их нужно проанализировать и сопоставить с данными бухгалтерского учета (если они запрашивались), чтобы понять, какие объекты налогообложения возникали. Следует выявить расхождения в указанных документах и выяснить их причину у клиента. В первую очередь, естественно, нужно подробнее узнать об операции, которая послужила причиной включения в реестр. Если позволяет ситуация и контрагент серьезно настроен сотрудничать – запросить налоговые декларации.

  • Включение произошло на основании абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488 (на счета контрагента за месяц поступила сумма, превышающая 5000 базовых величин, и при этом его руководство не располагает сведениями об обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности).

Следует подробнее выяснить источники и причины поступления средств на счета контрагента.

Опять же нужно запросить сведения из обслуживающего банка о движении средств по счету, проанализировать их и запросить пояснения руководства компании о подозрительных, на ваш взгляд, операциях. В первую очередь необходимо обратить внимание на источник поступления. К примеру, компании совсем недавно на рынке, но совершают большие платежи в пользу контрагента, хотя обороты у последнего сами по себе небольшие.

  • Включение произошло на основании абз. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488 (<…> от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов переданы на хранение лицу, не уполномоченному на это <…>).

Следует запросить подтверждение полномочий лица, которое будет представлять интересы контрагента.

Одним из документов, подтверждающих такие полномочия, является трудовой договор (контракт), при этом срок его действия должен быть актуальным, неистекшим. Также следует запросить решение коллегиального органа управления организации (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и т.д.) на назначение директора и приказ о таком назначении.

Очень важно выяснить у представителя контрагента, почему полномочия на совершение хозяйственных операций были переданы неуполномоченному лицу (не было ли какого-то преступного сговора).

  • Включение произошло на основании абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488 (<...> нерасположение по юридическому адресу <...>).

Следует проверить период сотрудничества с контрагентом. Если вы сотрудничали с ним ДО его включения в реестр по такому основанию, то риск возникновения негативных последствий невелик. Если клиент новый или действующий, то нужно выяснить причины, по которым субъект не расположен по адресу, указанному в уставе.

Это основание включения в реестр не несет в себе таких рисков, как предыдущие, поскольку законность финансовых операций в данном случае не ставится под сомнение.
Иногда контрагенты просто «забывают» уведомлять государственные органы о смене своего местонахождения. Однако расслабляться не стоит, так как данное основание тоже может привести к требованию о доплате налогов.

Общие рекомендации для всех указанных случаев таковы:

  • приостановить хозяйственные операции до выяснения всех обстоятельств и истребования всех документов;
  • проверить и привести в порядок все документы, сопровождающие хозяйственную операцию с контрагентом, включенным в реестр, в соответствии с рекомендациями.
365 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№8, август 2015
и еще 3,
8453