«Степень ответственности напрямую зависит от занимаемой должности, а также опыта работы»

Производство продуктов питания — одна из наиболее развитых отраслей экономики Республики Беларусь, большая часть продукции которой экспортируется в страны ближнего зарубежья. О специфике своей работы и о том, с какими повседневными вопросами сталкиваются юристы в данной сфере экономики, рассказывает Снежана Михасюк — руководитель юридической службы ОАО «Брестский мясокомбинат», являющейся победителем конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2014» в номинации «Производство продуктов питания и товаров народного потребления».

Михасюк Снежана

Начальник юридического бюро ОАО «Брестский мясокомбинат»

1138 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Снежана Николаевна, под Вашим чутким руководством Ваша юридическая служба победила в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2014». Позвольте еще раз поздравить Вас с этим.

— Спасибо.

— Считаете ли Вы себя успешным юристом? Что нужно для того, чтобы стать успешным?

— Сложный вопрос. Думаю, успешный я юрист либо нет, должны оценивать мой руководитель и мои коллеги. На мой взгляд, чтобы стать успешным в той либо иной профессии, нужно просто любить работу, которой занимаешься.

Я уверена, что, если есть желание, всегда найдется возможность.

— А почему Вы решили стать юристом?

— Мои родители мечтали, чтобы я стала учителем. Я изначально поступила на исторический факультет, правда, на платное отделение. Но вовремя поняла, что выбрала не ту профессию. На следующий год я поступила на юрфак. А почему — сложно сказать однозначно. Была внутренняя уверенность, что это интересно и у меня получится.

Справка о предприятии

Согласно данным «Финотдела временного управления г. Брест-Литовска» Брестский мясокомбинат образован в 1939 г. Основной вид деятельности — переработка мяса и колбасы, их реализация.
С марта 2007 г. предприятие возглавляет Павел Яковлевич Буховецкий — молодой, энергичный руководитель. На сегодняшний день ОАО «Брестский мясокомбинат» является лидером в мясной промышленности Беларуси. География продаж простирается от Бреста до Владивостока. В состав продуктового портфеля входит более 300 наименований продуктов, выпускается около 2 000 т продукции в месяц. Некоторые продукты уже стали гордостью Брестского мясокомбината (например, «Мясные подушечки»). Подтверждением качества служит завоеванная в 2014 г. Премия Брестского облисполкома в области качества.

— Что в работе юриста Вам доставляет наибольшее удовольствие?

— Самое большое удовольствие в работе — это прежде всего общение с людьми. Возможно, 10 лет назад, когда я только начинала работать, я бы вам сказала, что получаю наибольшее удовлетворение от выигранных в суде дел. На сегодняшний день мне доставляет удовольствие поиск решений по тому или иному вопросу, а также поиск компромисса.

— Каждая юридическая служба индивидуальна. Расскажите о Вашей юридической службе. Всегда ли она была такой?

— Юридическая служба предприятия представлена юридическим бюро и состоит из 4 человек: начальника службы и 3 юрисконсультов. Юридическое бюро было образовано чуть более двух лет назад — 8 июля 2013 г. в составе начальника службы и двух юрисконсультов.

— А в чем изюминка вашего юридического бюро?

— Специфический опыт юридической службы ОАО «Брестский мясокомбинат» в организации внутренней деятельности заключается в том, что степень ответственности напрямую зависит от занимаемой должности, а также опыта работы. Так, за начальником юридического бюро закреплено сопровождение внешнеэкономических сделок. Юрисконсульт, имеющий опыт работы более 5 лет, занимается организацией и проведением закупок за счет собственных средств. А молодой специалист работает с объектами интеллектуальной собственности. Данный принцип превалирует над остальными при разделении трудовых обязанностей в коллективе юридического бюро, но не является единственным.

Также одним из важнейших принципов распределения трудовых обязанностей является согласованность типа задания с психоэмоциональными особенностями личности работника. Так, работник с более живым воображением и творческим взглядом на вещи получает нестандартные и нетипичные задания значительно чаще работников, имеющих более практический склад характера. Это позволяет не только добиться наиболее эффективного выполнения работы, но и служит существенным инструментом мотивации, поскольку нет лучшего способа «убить» интерес к работе творческой личности типичными и однообразными заданиями, а интерес к работе практика и прагматика — творческой и нестандартной работой.

Для развития специалистов в отделе широко применяется такой метод работы, как «мозговой штурм». Руководителем отдела моделируются различные ситуации, и затем в течение определенного времени работники бюро совместно, не задумываясь над абсурдностью идеи, предлагают решения смоделированной ситуации. После того, как накопилось несколько вариантов решения, происходит совместный разбор каждого из них с указанием сильных/слабых сторон, верности/ложности каждого из предложенных вариантов. Данный способ решения ситуаций развивает способность по-новому критически оценивать каждую отдельную ситуацию, помня о прошлом опыте, но не перенося его под копирку на новые ситуации.

— К сожалению, в работе юридической службы всегда возникает ряд острых проблем. Какие направления работы юрслужбы в производственной сфере самые злободневные?

— На сегодняшний день руководством предприятия избрана стратегия по комплексной модернизации предприятия. В рамках данной стратегии реализуются масштабные проекты по строительству, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту объектов ОАО «Брестский мясокомбинат».

Одним из проблемных направлений правоприменительной практики является вопрос закупок в строительстве.

В связи с тем, что доля государства в уставном фонде общества составляет более 50 %, мы осуществляем закупки товаров, работ (услуг) в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком».

Основная трудность возникает при проведении переговоров по текущему ремонту, поскольку предприятие имеет очень большие производственные площади. Зачастую стоимость работ и материалов по текущему ремонту незначительна, однако в связи с отсутствием законодательно закрепленной градации стоимости, исходя из которой выбирается вид процедуры закупки, мы вынуждены оформлять процедуру переговоров, чтобы не нарушить порядок, предусмотренный Указом № 591, что, на мой взгляд, не оправдывает затраченное время, материальные и человеческие ресурсы.

— Еще одним злободневным вопросом для большинства предприятий является дебиторская задолженность. Как Вам удается с ней справиться? 

— Сейчас вопросы взыскания дебиторской задолженности приобрели особое приоритетное значение. Наиболее активно используемый механизм взыскания дебиторской задолженности — приказное производство. На наш взгляд, данный механизм является также и наиболее эффективным в разрезе соотношения «временные затраты — полученный результат». Взыскание дебиторской задолженности в порядке приказного производства дает возможность значительно снизить затраты такого значительного ресурса, как время. Даже в случае перехода в исковое производство отсутствие императивного требования о соблюдении претензионного порядка в приказном производстве позволяет сократить временной период от даты начала работы по взысканию дебиторской задолженности до даты вынесения решения судом до 15 дней.

Кроме того, в настоящее время разрабатывается специальное программное обеспечение для организации рабочего процесса по взысканию дебиторской задолженности. Не будем раскрывать все секреты сейчас. О сути, принципах и результатах работы данного программного обеспечения можно будет говорить после его внедрения.

— Расскажите о какой-нибудь интересной юридической практике Вашего юрбюро.

— В работе юридического бюро имеется интересная практика по приемке товара по количеству и качеству. В адрес предприятия было поставлено некачественное сырье. При проведении входного контроля нашей аккредитованной лабораторией были выявлены недостатки товара, с которыми дальнейшее его использование в производстве было недопустимо. Последующая приемка товара по качеству и количеству проводилась с участием представителей продавца и эксперта Брестского отделения БелТПП. В ходе приемки представители продавца заявили о подмене качественного товара некачественным и обратились в суд с иском о взыскании стоимости поставленного товара, который с нашей стороны был забракован. Воспользовавшись своим правом, мы отказались производить оплату некачественного товара. В свою очередь, нами был подготовлен и направлен в суд отзыв на исковое заявление с приложением доказательств, опровергающих факт подмены товара. Суд первой инстанции вынес решение в пользу ОАО «Брестский мясокомбинат». Продавец не согласился с выводами суда и подал апелляционную жалобу.

Чтобы одержать победу в суде апелляционной инстанции, мы провели мониторинг поставок товара из данной партии на другие мясоперерабатывающие предприятия Республики Беларусь. В результате нам удалось получить доказательства — заключение аккредитованной лаборатории о некачественности товара из этой партии, который был поставлен продавцом в адрес одного из мясоперерабатывающих предприятий. Данный факт был принят судом как неопровержимое доказательство поставки некачественного товара.

— Важно, чтобы коллектив был сплоченным. А есть ли в Вашем юрбюро какие-нибудь традиции?

— Традиции у нашей юридической службы, конечно, есть.

Мы стараемся всем составом участвовать в ежегодном спортивном мероприятии «День здоровья». Учитывая тот факт, что начальник юридического бюро является ответственным за идеологическую работу на предприятии, все социальные проекты, такие как День матери, работа с неблагополучными семьями и иные, проходят с поддержкой всего коллектива юридической службы.

Мы также совместно отмечаем День образования юридического бюро и, конечно же, День юриста. Надеюсь, что участие в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси» также станет нашей хорошей традицией!

— Что Вы вынесли полезного от участия в конкурсе? Что можете порекомендовать тем, кто не решился в этом году участвовать или участвовал, но не победил?

— Для нас участие в конкурсе — это не только проверка своей юридической квалификации, но и повышение значимости и роли юридической службы в деятельности предприятия.

Для меня, как для руководителя юридической службы, участие в конкурсе позволило дополнительно мотивировать сотрудников. Важно то, что все мы имели возможность приобрести новых знакомых-коллег, с которыми уже поддерживаем дружеские отношения. Поэтому хотелось бы пожелать юристам, которые в этом году не участвовали либо участвовали, но не победили, ни в коем случае не останавливаться, а пробовать снова и снова. Ведь самое главное — это опыт, который мы приобретаем.

— А как Ваше руководство отреагировало на Вашу победу в конкурсе? Достигли ли Вы своей цели по повышению значимости юридической службы на предприятии?

— Знаете, были очень приятны поздравления руководителей, тем более что это первый конкурс, в котором мы смогли себя проявить. За нас искренне порадовались! Что касается значимости юридической службы на предприятии, то она, конечно, повысилась.

— Снежана Николаевна, большое спасибо за беседу!

1138 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный реестр задолженности по исполнительным документам

Вопрос: Возможно ли дистанционно получить информацию о наличии задолженности по исполнительным документам?
№ 4, апрель 2018 Мисюкевич Юлиан,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1324

Круглый стол «Поручительство, залог, неустойка, банковская гарантия: как с обеспечением работать кредитору и должнику»

19 сентября 2018 г. портал «Система Юрист» проводит дискуссионно-практический круглый стол «Поручительство, залог, неустойка, банковская гарантия: как с обеспечением рабо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 659
Новые
материалы:
Требования в приказном производстве
Иностранная компания как управляющая