Вы на портале

Найти решение, максимально используя потенциал коллектива

Юрист на производстве выполняет огромное количество функций. От него зависят специфика работа компании, решение конфликтных ситуаций. С какими проблемами сталкивается строительная производственная сфера и как их удается решить, расскажет Алла Елизарова — начальник юридической службы ОАО «Керамин», являющейся победителем конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2014» в номинации «Строительство и производство строительных материалов».

Обновлено
Елизарова Алла

начальник юридической службы ОАО «Керамин»

6573 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Алла Николаевна, приветствуем Вас на страницах нашего журнала. Прежде, чем мы начнем разговор о наболевших юридических вопросах, расскажите о Вашей юридической службе.

— История юридической службы как отдела началась с 1994 г. Юридический отдел всегда подчинялся заместителю генерального директора по соответствующему направлению. Отдел состоял из начальника и юрисконсультов. В 2011 г. в состав юридического отдела вошли специалист по ценным бумагам, экономист (работа с акционерами, расчет и выплата дивидендов), документовед. В настоящее время со мной в отделе работают 3 специалиста: ведущий юрисконсульт Екатерина Колесникова, юрисконсульт 1 категории Виктория Жданович и юрисконсульт Анна Масловская. Я возглавляю юридический отдел с декабря 2013 г. (на время отпуска по уходу за ребенком начальника отдела Ирины Царёвой).

— Изменилось ли что-нибудь в работе отдела с Вашим приходом? Какие методы управления Вы используете в своей работе?

— С даты моего вступления в должность кардинальных изменений в управлении отделом не произошло. По текущим вопросам в отделе существует специализация, при распределении иных заданий я исхожу из профессиональных способностей и личных качеств сотрудников, руководствуясь принципом «найти решение, максимально используя потенциал коллектива». За этот небольшой период совместной работы нам удалось справиться с поставленными задачами, несмотря на произошедшую за последний год оптимизацию численности сотрудников отдела.

Справка о предприятии

История ОАО «Керамин» берет начало с середины XX в., когда Минским кирпичным заводом № 10 была выпущена первая партия строительного кирпича. За несколько десятков лет предприятие превратилось из простого кирпичного завода в одно из самых крупных и современных в Восточной Европе производств керамической отрасли, в товарном портфеле которого широкий спектр продукции: керамическая плитка для облицовки стен и пола, глазурованный и неглазурованный керамогранит, санитарная керамика, керамический кирпич.

ОАО «Керамин» — обладатель многочисленных наград и дипломов за высокий уровень качества производимой продукции как в Беларуси, так и за ее пределами: Лауреат премии Правительства Республики Беларусь в области качества (2014), Брэнд года (2014, 2013, 2012, 2007), Лауреат конкурса «100 лучших товаров Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (2014), Премия «Народная марка Беларуси» в номинации «Керамическая плитка» (2014, 2013), «Лучший строительный продукт» (2014, 2013) и др.

Производство ОАО «Керамин» включает в себя Производство керамической плитки, завод «Стройфарфор» и Минский керамический завод.

С октября 2012 г. по настоящее время компанию возглавляет генеральный директор Яновский Александр Владимирович.

— Расскажите подробнее о специалистах Вашего отдела.

— Екатерина Колесникова, выпускница БГУ, грамотный и опытный сотрудник, специализируется на правовой экспертизе внешнеэкономических договоров, договоров строительного подряда, аренды, вопросах, связанных с недвижимостью, претензионно-исковой работе с иностранными субъектами, подготовке юридических заключений.

Виктория Жданович — «прирожденный» секретарь Наблюдательного совета, выпускница Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В ее обязанности входят юридический анализ хозяйственных договоров, разработка необходимых проектов договоров, работа по защите товарного знака. Ее зона ответственности — ведение документооборота по деятельности Наблюдательного совета, работа с ценными бумагами.

Анна Масловская, несмотря на сравнительно небольшой опыт работы, активно вовлечена в ведение претензионно-исковой работы предприятия по различным направлениям (взыскание дебиторской задолженности, выселение из общежитий, трудовые споры и др.), подготовку ответов на претензии, рассмотрение хозяйственных договоров, ведение работы в области защиты интеллектуальных прав по получению патентов на разработки предприятия.

— Какое место юридический отдел занимает в компании?

— Сегодня юридический отдел обладает статусом «согласующей службы» предприятия. При согласовании, помимо проверки документа на соответствие нормам законодательства и локальных нормативных правовых актов, мы строго следим за корректностью используемых терминов и формулировок, а также за соответствием документа нормам делопроизводства.

Начальник юридического отдела принимает непосредственное участие в совещаниях, переговорах с контрагентами, разрешении конфликтных и спорных ситуаций. Работа в тесном контакте с заместителем генерального директора по финансам научила любое решение оценивать с финансовой стороны (экономические последствия сделки, предстоящие затраты, необходимое время для решения вопроса). Благо мне помогает полученное ранее второе образование (бухгалтерский учет в промышленности).

— Привлекаете ли Вы сторонних консультантов для решения вопросов, возникающих в компании?

— Все правовое обеспечение деятельности предприятия мы осуществляем самостоятельно, без привлечения сторонних юридических фирм, при тесном взаимодействии со службами предприятия (отделом закупок, управлением маркетинга, бухгалтерией, отделом финансового менеджмента и таможенным отделом и др.). При решении новых вопросов и задач изучаем законодательство, уделяем особое внимание судебной практике, в том числе российской, научно-практическим комментариям специалистов.

— Как ведется договорная работа на предприятии?

— Несмотря на наличие типовых форм договоров, договорная работа занимает немало времени. За 2014 г. рассмотрено 2 600 договоров, из них более 1 700 нетипового характера, значительная часть заключаемых договоров — внешнеэкономические, в том числе с резидентами России, Украины, Италии, Австрии, Германии, Литвы, ОАЭ, Китая и пр. Благодаря нашему активному и предприимчивому руководству, как мы шутим, имеется опыт заключения практически всех видов договоров, поименованных и не поименованных в нашем законодательстве. При согласовании договоров мы руководствуемся правилом: «В договоре должны быть такие условия, чтобы в любом случае юрист смог защитить предприятие, если будет спор».

Так, с участием отдела завершен процесс согласования договорных условий с известной американской компанией Microban, позволивший заключить смешанный договор, включающий в себя условия лицензионного и рекламного договоров, на разработку противомикробной добавки и ее опробирование в условиях нашего производства с последующей ее поставкой для производства керамической плитки с антибактериальным покрытием.

— Какие механизмы, кроме классических (исковое, приказное производство), Вы используете для погашения дебиторской задолженности? Насколько они эффективны?

— Работа с дебиторской задолженностью начинается с комплекса мер, направленных на недопущение возникновения дебиторской задолженности: создана комиссия по ценообразованию, на которой решаются в том числе вопросы предоставления отсрочки, включения в договор условий о возможности приостановки отгрузок в случае дебиторской задолженности, отделом финансового менеджмента осуществляется постоянный контроль поступления денежных средств от покупателей.

По окончании каждой декады сотрудником отдела финансового менеджмента формируется список дебиторов с указанием суммы и количества дней просрочки оплаты. В отношении дебиторов с просрочкой оплаты 1–30 дней сотрудниками отдела финансового менеджмента направляется претензия по форме, разработанной юридическим отделом, с актом сверки расчетов. С крупными дебиторами согласовываются графики погашения задолженности, отгрузки продолжаются только при условии соблюдения подписанных графиков оплат. В отношении должников принимаются меры в виде приостановления отгрузок посредством включения в стоп-лист в автоматическом режиме. Информация по дебиторам ОАО «Керамин» по электронной почте рассылается на все 8 торговых домов Беларуси для предотвращения увеличения дебиторской задолженности.

В случае, если проведенная отделом финансового менеджмента претензионная работа не дала результата, материалы (накладные, платежные поручения, претензия, ответ на претензию, акт сверки расчетов и пр.) поступают в юридический отдел для взыскания задолженности в судебном порядке.

У нас есть практика осуществления признания и частичного исполнения нескольких решений экономического суда г. Минска в Республике Казахстан, на Украине, обеспечено участие в процедуре банкротства с заявлением требований в реестр кредиторов в указанных ранее государствах, а также Бельгии. Мы имеем положительный опыт участия в МАС при БелТПП при разрешении спора с субъектом Гонконга. Вместе с тем не увенчались успехом трудоемкие попытки самостоятельно осуществить признание и исполнение данного решения на территории Гонконга.

В целом при проведении претензионно-исковой работы мы стараемся решить вопрос в досудебном порядке.

Механизмы взыскания дебиторской задолженности через налоговую инспекцию у нас не используются, поскольку у предприятия отсутствуют недоимки по налогам. Вместе с тем мы имеем положительный опыт оспаривания необоснованного списания со счетов ОАО «Керамин» суммы, большей, чем подтвержденная просроченная дебиторская задолженность.

— Вы активно сотрудничаете с нерезидентами. Есть ли какие-то особенности в работе с дебиторской задолженностью с нерезидентами?

— Особенности погашения дебиторской задолженности с нерезидентами (Россия, Украина, Молдова) обусловлены тем, что данные дебиторы являются предприятиями, учрежденными с участием ОАО «Керамин» (наши торговые дома). С целью соблюдения сроков завершения внешнеторговой операции по экспорту в работе с этими нерезидентами мы используем в том числе скрытый факторинг, а при обращении в суд с иском о взыскании задолженности с нерезидентов пользуемся примирительной процедурой. В последующем погашение долга осуществляется в соответствии с заключенным соглашением о примирении.

— Привлекаете ли Вы кредитные ресурсы для проведения оплат и если да, то какие это ресурсы (займы, кредиты и др.)?

— За последние несколько лет наше предприятие не обращалось за получением кредита, мы обходимся собственными оборотными средствами. Для оперативного обновления машин и оборудования ОАО «Керамин» использует систему договоров финансового лизинга, которая позволяет своевременно проводить замену устаревающих основных средств с рассрочкой платежа до 36 месяцев.

 

— У Вас есть собственная торговая марка, а имеете ли Вы опыт работы по франшизе?

— В том смысле, в каком франшизу понимает гражданское законодательство, с заключением договора франчайзинга, мы ее не используем. Однако при открытии собственных фирменных магазинов розничной торговой сети под торговой маркой «Керамин» мы придерживаемся единых подходов по организации и ведению розничной торговли (способы представления продукции, стандарт качества обслуживания покупателей, форменная одежда сотрудников магазина, консультации специалистов и пр.).
С 2009 г. разработан и применяется brаnd-book* компании в качестве регламента использования товарного знака и логотипа на различных носителях, в том числе на представительской и сувенирной продукции.

— Ввиду наличия розничной торговой сети наверняка приходится рассматривать претензии со стороны покупателей?

— Согласно действующим локальным нормативным правовым актам рассмотрение претензий покупателей (потребителей) относится к компетенции управления по качеству. В сложных ситуациях, когда усматриваются перспективы возникновения судебного спора, юридический отдел участвует в подготовке ответа, выработке тактики поведения предприятия, оказывает консультационную помощь.

— Возникали ли споры относительно защиты интеллектуальной собственности?

— В последнее время мы все больше сталкиваемся с вопросами защиты интеллектуальной собственности. В прошлом году все началось с полученной претензии от патентного поверенного, представляющего интересы чешской организации, с требованием прекратить незаконное использование принадлежащих ей патентов на полезную модель и промышленный образец. 
В ходе подготовки ответа совместно с нашими техническими специалистами был проведен сравнительный анализ нашего умывальника и запатентованного, рассмотрены варианты действий по оспариванию патента. Однако с учетом очевидного сходства по внешнему виду (дизайну), территории действия патентов, а также уже понесенных затрат нашего предприятия на запуск производства оспариваемой модели умывальника были проведены переговоры с чешской компанией по урегулированию возникшей ситуации, по результатам которых были приняты следующие решения: между нашим торговым домом и владельцем патента заключен лицензионный договор с разделением торговых сетей. На производство и реализацию умывальников спорной модели на территории Республики Беларусь получено согласие патентообладателя. Обсуждалось предложение чешской компании об организации производства умывальников под их торговой маркой на нашем предприятии. Конфликт был разрешен без суда.

В досудебном порядке также удалось предотвратить незаконное использование товарного знака в доменном имени российской организации. Спор с учетом неоднозначности судебной практики было принято разрешить на стадии досудебного урегулирования. В результате юридическое лицо в Российской Федерации, единственным учредителем которого является ОАО «Керамин», получило права на администрирование спорного доменного имени.

— Какие направления работы юрслужбы самые острые и злободневные?

— Одной из серьезных проблем, с которой, полагаю, сталкиваются все производители керамической плитки, является невозможность юридически защитить собственные разработки дизайнов плитки. Конкуренты копируют, внося несущественные корректировки в рисунок, и запускают в производство дизайны керамической плитки, являющиеся нашими «хитами продаж».

Вопросы, связанные с выселением из общежития, также достаточно острые, поскольку связаны с судьбами людей, а вступление в силу в 2013 г. нового Жилищного кодекса не разрешило всех проблем.

— Вы участвовали в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси» уже во второй раз и в этом году победили. Что получили полезного от участия?

— Считаю, что данный конкурс позволяет собраться всем отделом и вспомнить все свои достижения за год, убедиться в значимости нашей интересной профессии, пообщаться с профессионалами (на торжественном мероприятии), а в случае победы — получить признание столь известных юристов и, конечно же, положительные эмоции. Юридический отдел был рад внести свой вклад в копилку наград нашего предприятия. Будущим участникам рекомендуем поставить цель победить и сделать все возможное для ее достижения согласно условиям конкурса.

— Есть ли у Вашей юридической службы какая-нибудь традиция?

— В нашем отделе существует традиция, которую мы еще ни разу не нарушили, — это празднование Дня юриста всем отделом. В состав приглашенных обязательно включаем бывшего работника юридического отдела Ирину Плащинскую, с которой поддерживаем дружеские отношения и к профессиональным советам которой периодически обращаемся.

6573 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме