Вы на портале

Делегирование отдельных полномочий юридической службы иным службам способствует ускорению бизнес-процессов

Представляем вашему вниманию интервью с представителем юридической службы ЗАО «БелАсептика», являющейся победителем конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2014» в номинации «Промышленное производство», заместителем генерального директора по правовым вопросам Александром Рогачем.

Обновлено
Рогач Александр
Рогач Александр

Заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО «БелАсептика», директор СООО «У трёх озер»

5015 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справка о предприятии

ЗАО «БелАсептика» — первый отечественный производитель средств антисептики и дезинфекции для профессионального использования в организациях здравоохранения, на предприятиях пищевой промышленности, торговли и общественного питания, в ветеринарии и в сфере обслуживания. Компания реализует производимую продукцию на рынках стран СНГ, Грузии, Вьетнама и Танзании. Производство лекарственных средств соответствует требованиям надлежащей производственной практики, что подтверждено сертификатом GMP. ЗАО «БелАсептика» имеет в своем составе аккредитованные лаборатории научных исследований, разработки новых технологий и контроля качества, а также контрольно-аналитическую лабораторию. В апреле 2015 г. компания отметила свое 20-летие.

ЗАО «БелАсептика» становилось победителем и лауреатом республиканского конкурса «Лучший предприниматель года» в сфере медицинской и фармацевтической деятельности. C 1999 г. компания является активным членом Международного форума гигиены (ФРГ).

Возглавляет компанию генеральный директор Ласунова Татьяна Ивановна.

 — Александр Викторович, мы рады приветствовать Вас на страницах журнала «Юрист». Позвольте еще раз поздравить Вашу юрслужбу с победой в конкурсе. Каково Ваше отношение к конкурсу «Лучшие юридические департаменты Беларуси»?

— Спасибо. Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». Конкурс стал именно той площадкой, которая позволила не только консолидировать, презентовать и определить лучший опыт организации деятельности юридической службы, но и дала возможность каждому из участников раскрыть свой внутренний потенциал. Благодарим организатора конкурса — журнал «Юрист» за предоставленную возможность.

— Расскажите, почему Вы решили принять участие в конкурсе и что полезного получили от участия.

— Мысли об участии в конкурсе появились еще в 2013 г., когда я узнал о его учреждении. Как раз в это время наша служба вошла в стадию активного и эффективного развития, разработки и внедрения инновационных методик и решений в работе. Оценив существующие возможности, мы приняли решение повременить с участием. Выдержанная пауза позволила в этом году продемонстрировать достойные результаты.

— Победа в конкурсе — это победа всего коллектива. Расскажите о Вашей юридической службе. Всегда ли она была такой?

— Юридическая служба ЗАО «БелАсептика» возникла на этапе создания предприятия. Она эволюционировала вместе с компанией. Введение в штат дополнительных специалистов было обусловлено необходимостью сопровождения новых для предприятия лицензируемых видов деятельности, таких как ветеринарная деятельность и производство непищевой спиртосодержащей продукции, а также стремительным расширением географии рынков сбыта производимой продукции, формированием дилерской сети. Можно сказать, что становление юридической службы в том виде, в каком она функционирует сегодня, началось в 2011 г., когда я приступил к работе в компании. Как раз в этот период предприятие вышло на новый виток развития, происходила диверсификация бизнеса, открывались новые направления деятельности, которые трансформировались в отдельные бизнес-единицы.

— А что Вы можете рассказать о сотрудниках Вашей юридической службы?

— Правовое сопровождение деятельности компании осуществляет команда из 4 человек. Ведущий юрисконсульт Сергей Лущик считается моим заместителем. Сергей способен сохранять самообладание даже в самых сложных ситуациях, поэтому к его взвешенному мнению и обоснованной правовой позиции прислушиваются не только специалисты и руководители служб компании, но и внешние консультанты, бизнес-партнеры. Он специализируется на сопровождении конкурсных процедур закупок, осуществляет сопровождение внешнеторговых договоров, проводит правовой аудит деятельности структурных подразделений компании, контролирует соблюдение регуляторных требований при осуществлении деятельности, глубоко разбирается в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Юрисконсульт Юлия Судакова ведет направление претензионно-исковой работы. Юлия является прирожденным коллектором. Всевозможные действия недобросовестных контрагентов, направленные на намеренную задержку в расчетах, благодаря ее профессиональному, а иногда и нестандартному подходу сводятся к нулю. Также в обязанности Юлии входит правовое сопровождение деятельности отдела продаж компании, в том числе проведение экспертизы конкурсной документации, направляемой для участия в процедурах закупок.

Самый молодой член коллектива — юрис-консульт Вера Овсеец. Вера пришла работать в компанию только в 2014 г., однако быстро прошла период адаптации и стала выполнять большой объем обязанностей. Сегодня она успешно справляется с сопровождением сделок с недвижимым имуществом, управляет объектами интеллектуальной собственности, осуществляет сопровождение процедур закупок в строительстве, является специалистом в области ликвидации субъектов хозяйствования.

Внутренняя регламентация деятельности службы подразумевает наличие специализаций у каждого из сотрудников, в то же время периодически происходит обмен некоторыми функциями.

Делегирование отдельных полномочий иным службам после проведения обучения является инструментом по снижению текущей нагрузки на сотрудников юридической службы и ускорению бизнес-процессов, что качественно сказывается на результатах деятельности всей компании.

— Для успешного функционирования юридической службы важно, чтобы юристы всегда были в курсе всех профессиональных новостей и постоянно поддерживали свой профессиональный уровень. Как в Вашей компании относятся к поддержанию квалификации 
юристов?

— Повышение профессионального уровня работников является одной из приоритетных задач компании. Разработаны и внедрены регламенты по обучению сотрудников юридической службы, стимулируется получение образования на различных уровнях. Для наиболее перспективных сотрудников действуют программы по получению дополнительного образования не только по основному, но и по какому-либо иному направлению деятельности организации, полностью или частично за счет средств компании (например, получение дополнительного образования по составлению финансовой отчетности в соответствии с IFRS).

— Кто принимает решение о посещении юристами образовательных мероприятий?

— Решение о посещении того или иного мероприятия принимается на основании определения актуальности обсуждаемого вопроса, оценки предполагаемой эффективности получаемых знаний непосредственно для развития нашей компании. Безусловно, после посещения обучающего мероприятия идет обмен знаниями между сотрудниками юридической службы: первоначально лекционный материал (по возможности — в виде алгоритмов, таблиц, схем, графиков и т.п.) рассылается всем сотрудникам для ознакомления и самостоятельной проработки, затем внутри службы проводится круглый стол, где в процессе обмена мнениями определяются конкретные шаги по внедрению полученных знаний в практику.

— Зачастую в работе юриста возникают неоднозначные сложные вопросы. Как Вы их решаете? Привлекаете ли сторонних консультантов?

— Согласно внедренной в нашей компании практике сложные юридические вопросы, как правило, решаются путем детального изучения инициирующим специалистом нормативно- правовой базы, поиска опыта коллег в официальных источниках и подготовки правовых заключений. Подготовленное правовое заключение подвергается сомнению сперва другими сотрудниками юридической службы, а затем представляется на суд наших внешних коллег, будь то специалисты адвокатских бюро, члены Белорусской нотариальной палаты или руководители юридических служб государственных органов и коммерческих организаций. В процессе такого диалога выслушиваются различные, часто противоположные, точки зрения, что позволяет специалисту, готовившему заключение, обратить внимание на первоначально не учтенные им факторы и скорректировать позицию. Но окончательное решение по проблеме инициирующий специалист формирует на основании собственного профессионального мнения.

— Какие направления работы юрслужбы самые острые и злободневные?

— В настоящий момент в связи с активизацией деятельности компании на экспортных направлениях, диверсификацией рынков сбыта, построением товаропроводящих сетей, открытием представительств и созданием совместных производств за рубежом перед сотрудниками юридической службы наиболее остро стоят вопросы по предупреждению и нивелированию бизнес-рисков, связанных с деятельностью предприятия за пределами нашей республики.

— Расскажите о самом большом достижении Вашей юридической службы за последние 3 года, которым Вы больше всего гордитесь.

— Главным достижением последних лет я считаю созданную в компании команду профессионалов in-house юристов, способных быстро разрешить правовой вопрос любой сложности, не боящихся самостоятельно принять управленческое решение и претворить его в жизнь. Именно благодаря профессиональным компетенциям специалистов юридическая служба сегодня занимает одно из центральных мест в структуре организации, одновременно являясь связующим звеном между большинством иных служб. Руководитель юридической службы является членом Совета директоров с правом решающего голоса, непосредственно влияя на определение стратегии развития предприятия.

 — Какие особенности или традиции существуют в рамках Вашей юридической службы?

— Юристы компании в некоторых случаях по собственной инициативе берут на себя руководство целыми бизнес-направлениями. Так, Сергей Лущик является модератором такого направления, как создание обучающего центра с целью подготовки и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала организаций здравоохранения, а также руководит процессом привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Я же занимаюсь развитием Центра экологического туризма на территории Национального парка «Нарочанский». В июне 2014 г. был открыт экскурсионно-туристический комплекс «Аптекарский сад» — единственный в Республике Беларусь объект, созданный на основе многовекового опыта европейских монастырей по выращиванию и культивированию редких лекарственных растений. С удовольствием приглашаю всех читателей журнала «Юрист» посетить этот замечательный уголок и узнать много интересных фактов о силе целебных растений.

— Если бы Вы были законодателем, какие изменения и в какой нормативный правовой акт Вы бы внесли и почему?

— Все чаще обращают на себя внимание коммерческие организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов. Всецело поддерживая государственную политику в области социальной защиты инвалидов, хочется поднять вопрос о целесообразности предоставления тех или иных льгот непосредственно данным коммерческим организациям. В частности, Законом Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» размеры обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию для организаций, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, установлены на уровне значительно более низком, чем для иных категорий плательщиков. Парадокс ситуации в том, что единственным условием для применения льготного размера взносов является то, что имущество данной коммерческой организации находится в собственности общественного объединения инвалидов. В то же время не предусматривается даже минимальный порог штатной численности инвалидов в организации. Сложившаяся ситуация может привести к определенным злоупотреблениям со стороны недобросовестных субъектов хозяйствования. Думаю, целесообразность установления данной льготы требует повторного изучения.

5015 Shape 1 copy 6Created with Avocode.