«Оптимизации работы способствуют четкая регламентация деятельности и взаимодействие»

Об итогах прошедшего года и особенностях работы в сфере ритейла рассказывает Алеся Мойсейчик — начальник юридического отдела ЗАО «Простор-Трейд» — обладателя Малой премии конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2014» в номинации «Оптовая и розничная торговля, общественное питание».

Мойсейчик Алеся

Начальник юридического отдела СЗАО «Простор-Трейд»

1007 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Закончился 2015 г., для кого-то он был тяжелым, для кого-то стал переломным. С какими трудностями Вы столкнулись в ушедшем году? Какие выводы сделали для себя на 2016-й?

— Каждый год дает нам новые испытания, а потому — чуть больше опыта. Я столкнулась с более напряженной работой и сделала вывод, что не стоит бояться трудностей — они проходят и закаляют нас. Результатом трудностей как раз и бывают достижения.

— Что Вы можете назвать главным достижением 2015 г.? Какую личную мечту Вы смогли осуществить?

— Для нашего юридического отдела это, безусловно, победа в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси». Также я имела честь принять участие в благотворительном проекте для отделения дневного пребывания инвалидов Территориального центра социального обслуживания Логойского района. После посещения таких центров сложно вообще вспомнить о своей личной мечте. Настоящая мечта — это что-то глобальное, что случается всего несколько или раз в жизни. Сегодня, к сожалению, такое время, что для кого-то мечта — это быть просто здоровым, это мир и порядок в государстве. Поэтому мои мечты просты. Скорее, это годовые цели, которые в прошлом году мною успешно выполнены.

— Буквально в 3 предложениях расскажите о Вашей юридической службе.

— Юридический отдел представлен высококвалифицированными сотрудниками, средний опыт работы юриста в отделе — 12 лет. Работники посещают семинары, конференции, заинтересованы в повышении квалификации. Отдел решает весьма разносторонние вопросы, существует распределение функционала, при этом приветствуется коллегиальное обсуждение проблемы.

В компетенцию юридического отдела включены как вопросы текущего характера, так и сопровождение проектов. На сегодняшний день всего два сотрудника обслуживают порядка 5 взаимосвязанных юридических лиц. Иногда мы пользуемся юридическими услугами.

— Как распределены функции между юристами в Вашем отделе?

— Разграничение функций способствует более углубленному изучению задач, а значит — полноценному их решению, оттачиванию профессионализма, накоплению опыта.

Руководитель нашего юридического отдела курирует вопросы корпоративного права, розничной торговли и сопутствующих услуг, строительства и инвестиций, интеллектуальной собственности. Участок договорной, претензионной и судебной работы ведется исходя из функционала и сложности.

Наряду с распределением установлен принцип коллективного обсуждения сложных вопросов и взаимозаменяемости. Безоговорочное распределение функционала в малом коллективе внесет дисбаланс в рационализацию использования рабочего времени.

В нашей компании руководство заинтересовано в высококвалифицированном персонале, поэтому поручение решить несвойственный вопрос в силу каких-либо обстоятельств должно быть вполне ожидаемым и специалист юридического отдела должен быть готов разобраться и предоставить варианты решений.

— А в целом как строится работа в Вашем отделе: Вы решаете, как правило, уже возникшие проблемы и даете рекомендации тогда, когда Вас об этом попросят, или участвуете в решении текущих вопросов постоянно?

— В этом случае как раз является важным место юриста на предприятии. У нас юристы привлекаются в важные переговорные кампании, к юристу можно обратиться за рекомендацией, советом, описать дело на любом ситуативном уровне. Внутренняя статистика показывает, что количество поставленных юристам задач категории «консультация — заключение» превалирует. Но это количественный показатель, так как наиболее сложные задачи относятся к совершенно иным категориям (сопровождение проекта, сделок и т.п.).

Справка о предприятии

Гипермаркеты «Простор» присутствуют на белорусском рынке с 2006 г. Основная деятельность ЗАО «Простор-Трейд» — ритейл (розничная торговля), управление недвижимостью и соответственно все, что с этим связано. Сеть гипермаркетов «Простор» имеет награды Минского городского исполнительного комитета, Министерства торговли Республики Беларусь, а также районных администраций города. Сотрудники компании удостаивались званий «Минский мастер» и «Продавец года». На счету ЗАО «Простор-Трейд» два диплома «Лепшы прадпрымальнiк года» и
3 статуэтки «Бронзовый меркурий» (2010, 2011, 2014 гг.).

Участие в текущих вопросах необходимо для своевременного и качественного достижения результатов. Конечно, многое зависит от руководителя конкретного проекта (исполнителя). Он должен учитывать, что юристу важно знать события, новости, владеть ситуацией.

— Как Вы считаете, какое место занимают корпоративные юристы в деятельности предприятий?

— Место юристов на предприятии зависит от многих факторов: личности юриста, отношения руководителя к юристам в разрезе структурирования предприятия и оценки им необходимости участия юриста в управленческом процессе, от разнообразия вопросов, частоты нетипичных ситуаций, востребованности юриста. Хотелось бы, чтобы все эти факторы работали в пользу усиления роли юристов, что приведет к более качественному результату сначала на базовом уровне, а затем и в отраслевых масштабах.

— У каждого руководителя свои взгляды на концепцию развития бизнеса. Возникают ли конфликты бизнес-интересов и законности? Что должен в таких случаях делать юрист?

— Основная задача бизнеса незамысловата — получить больше прибыли, задача же законодателя несколько иная — сочетать интересы бизнеса с социальными задачами государства и интересами каждого гражданина.

Конфликт интересов порождается тем, что бизнес на практике оказывается на шаг впереди. Бизнесмены знают, что время не любит, когда его тратят впустую, а если отсутствует четкое представление о том, как поступить, бизнес поступает так, как ему удобно, и будет считать, что поступает правильно. Поэтому минимизировать конфликты интересов поможет своевременное изменение законодательства, которое должно идти в ногу со временем, с ситуацией на рынке. Ведь основная часть правоотношений длительное время оставалась не до конца урегулированной (например, долевое строительство коммерческой недвижимости). Не так давно введен термин «гипермаркет», хотя гипермаркеты работают уже 9 лет. На сегодняшний день многие акты законодательства требуют обновления.

Что должен делать юрист? Работать.

— Зачастую в работе юриста каждая минута дорога. Как Вы управляете своим временем? Как оптимизируете свою работу?

— Ежегодно составляется годовой план работы структурного подразделения по системе «задачи — действия — результат», а также утверждаются личные годовые цели и задачи руководителя отдела. Из программного обеспечения мы используем «КонсультантПлюс», а для оказания содействия иным структурным подразделениям применяем программу IntraService (система автоматизации поступления и контроля выполнения задач).

Оптимизации работы также способствуют четкая регламентация деятельности и взаимодействие. Например, задача категории «претензионная работа» должна поступить в юридический отдел только после предварительной переписки заинтересованной службы, не давшей результата, то есть при наличии реальной проблемы. До этого приемлема категория задач «консультация», так как неизвестно, есть ли проблема (забыли оплатить, имеется встречное неисполнение обязательств и др.). Возможны исключения, особенно в отношении стратегических контрагентов.

— Какие основные правовые проблемы, конфликтные ситуации возникают у Вас с различными контрагентами? Как часто конфликтные ситуации приводят к судебному спору? Расскажите о каком-нибудь интересном судебном разбирательстве.

— Проблемы возникают как на преддоговорной стадии, так и на стадии исполнения обязательств. Думаю, это рабочие моменты, которые есть у всех. Следует отметить, что бизнес-сообщество больше внимания уделяет правовой грамотности, кроме того, большее развитие приобрела система страхования рисков, различных финансовых инструментов, что позволяет избежать конфликтных ситуаций и способствует укреплению гарантий сторон.

К судебным спорам, по моим наблюдениям, приводит не совсем четкое осознание понятия «предпринимательский риск» либо злоупотребление правами наших должников. Политика нашего предприятия — мирное урегулирование споров, мы стараемся не выступать инициаторами конфликтов.

Каждое судебное разбирательство интересно по-своему. В настоящее время мы являемся стороной в деле, связанном со встречным неисполнением обязательств. Приходится вникать в технические тонкости, устройство оборудования, что весьма интересно.

— Как Вы оцениваете проводимый журналом «Юрист» конкурс «Лучшие юридические департаменты Беларуси»?

— Уважаю сочетание приятного с полезным! Это одно из значимых и масштабных мероприятий, которое к тому же хорошо организовано.

Конкурс полезен не только юристам, но и руководству предприятия, поскольку позволяет поддержать активность юридических департаментов, а также выявить и оценить достоинства или недостатки менеджмента.

1007 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Антимонопольный контроль за реорганизацией: что нужно знать хозяйствующим субъектам

При определенных обстоятельствах субъект хозяйствования обязан обратиться в антимонопольный орган за согласованием планируемой реорганизации. В отдельных случаях антимоно...
№ 6, июнь 2018 Морозова Светлана
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1415

Обзор законодательства 1–15 сентября 2018 г.

О сроках завершения хозопераций, об изменениях в порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о вступ...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 934