Справка о предприятии
ОАО «АСБ Беларусбанк» — крупнейшее финансово-кредитное учреждение страны. Банк предлагает более 100 видов банковских услуг и продуктов, в том числе по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям, лизингу, факторингу, международным и межбанковским расчетам, валютно-обменным и конверсионным операциям, операциям с банковскими картами, консалтинговые и депозитарные услуги. В структуре банка 6 областных (в том числе Минское) управлений, 28 филиалов, 96 центров банковских услуг, 1 670 отделений, 178 обменных пунктов. Председатель Правления ОАО «АСБ Беларусбанк» — Писарик Сергей Павлович.
— Сергей Иванович, рады Вас приветствовать на страницах нашего журнала. Наличие разветвленной сети филиалов диктует свои особенности и в работе юрслужбы. Расскажите о юридической службе крупнейшего банка Беларуси.
— В ОАО «АСБ Беларусбанк» создана высокопрофессиональная, эффективно функционирующая юридическая служба, в которой работает 223 квалифицированных юриста. Средний стаж работы сотрудников юрслужбы составляет около 12 лет.
В настоящее время происходит оптимизация численности работников банка и юридической службы в том числе. Это не значит, что работы у юристов стало меньше, просто оптимизируются, стандартизируются наши бизнес-процессы. Например, если раньше каждый кредитный договор с физическим лицом должен был завизировать юрист, то в настоящее время ряд таких договоров являются типовыми, не требующими вовлечения в этот процесс юриста. Юридическая служба разрабатывает такие типовые формы договоров, других документов, пошагово анализирует процесс оказания услуги. На выходе продукт должен быть таким, чтобы при оказании услуг клиенту вовлечение в процесс юристов было минимальным, что позволит оптимизировать численность работников, материальные затраты банка. В дальнейшем юристы осуществляют лишь контроль соответствия продукта законодательству в случае его изменения.
— Какие приемы управления вы используете в своей работе?
— В управлении я придерживаюсь демократических принципов. Авторитарный стиль не способствует решению поставленных задач, скорее, вызывает обратный эффект. Приветствую инициативу работников.
— Как Вы обеспечиваете профессиональное и личностное развитие своих сотрудников?
— Юрист не должен останавливаться в развитии. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо интересоваться, как решаются те или иные проблемы в других правовых системах, в иностранной судебной практике. Работники службы посещают курсы, организуемые третьими лицами; также ежегодно в банке проводятся курсы именно для работников юридических служб филиалов. С работниками, включенными в перспективные резервы, организуется обучение не только сугубо в профессиональной сфере, но и по направлению психологии, маркетинга, работе на руководящих должностях. В прошлом году специалисты службы приняли участие в 9-м Всероссийском форуме «Управление проблемными кредитами 2014/2015», на котором состоялся обмен опытом со специалистами крупных банков, коллекторских агентств Российской Федерации.
Юридическая служба банка обеспечена рядом периодических изданий. С развитием сети Интернет появилось много интернет-ресурсов для профессионального общения и развития. Среди российских ресурсов хотелось бы выделить zakon.ru.
— Несомненно, перед начальником юридического департамента стоит немало задач. Расскажите, как Вы управляете своим рабочим временем? Как оптимизируете свою работу?
— Оптимизация работы моего подразделения заключается прежде всего в наделении специальными компетенциями отдельных структурных подразделений юридической службы по основным направлениям работы (договорная работа, претензионно-исковая работа, нормотворчество). В банке практически во всех подразделениях (за исключением узко специализированных) работают специалисты с юридическим образованием, зачастую — выходцы из юридического департамента, что позволяет решить некоторые правовые вопросы силами бизнес-подразделений.
Формализация основных процессов бизнес-подразделений, перевод документов в типовые формы максимально снимают дополнительную рутинную нагрузку с юридической службы банка.
— Что Вы порекомендуете, чтобы сделать работу юриста интересной и комфортной?
— Советую вникать в суть поставленной задачи не только формально юридическим взглядом, но и в целом оценивать выгодность для бизнеса определенной сделки, предвидеть последствия того или иного действия руководителя. Для чего, безусловно, нужно обратиться к основам экономической теории, специальному законодательству. Руководитель юрслужбы должен быть «универсальным солдатом» — это позволит руководителю организации задействовать его во многих проектах, что в дальнейшем будет способствовать карьерному продвижению.
— Какие направления работы юридической службы самые острые и злободневные в банковской сфере?
— Юридическая служба банка — это сопровождающее бизнес-процессы подразделение. В этой связи сложным в работе юридической службы банка является соблюдение паритета интересов бизнеса, банка в готовом продукте, его соответствие законодательству Республики Беларусь, иностранному законодательству.
С учетом того, что банки ведут бизнес на международном уровне, в том числе с мировыми финансовыми учреждениями по вопросам внешнего финансирования проектов, противодействия легализации доходов и т.д., от юридической службы требуется серьезная работа с иностранными законодательствами как стран Евросоюза, так и стран третьего мира.
— Расскажите о последней проблеме, решенной Вашей юридической службой.
— Банк является первопроходцем по многим продуктам, которые успешно внедряются на территории нашей страны. Так, разработана и внедрена система строительных сбережений, фактически альтернатива жилищному кредитованию, которое в действующих реалиях доступно не всем слоям населения. Подобные системы признаются мировой банковской практикой не просто банковским продуктом, но и прогрессивным способом рефинансирования банка.
Также наш банк активно участвует в процессе поддержки семьи в виде семейного капитала. При непосредственной работе юридической службы регламентирована процедура открытия и ведения в банке специальных депозитных счетов для учета средств семейного капитала, размещения этих средств в финансовые инструменты.
— В наше время многие продукты и услуги выводятся в Интернет. Ваш банк не исключение. Расскажите, как Вы работаете в этом направлении.
— Как говорит Билл Гейтс: «В будущем на рынке останутся два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса». В условиях консервативности законодательства в части порядка заключения сделок (а в отдельных случаях законодательство требует личного присутствия клиента в банке) юридической службе приходится немало работать над предложениями бизнес-подразделений об оказании услуг посредством сети Интернет. Так, теперь можно заключать договоры банковского вклада (депозита) посредством сети Интернет, а в сентябре текущего года банк внедрил такую услугу, как интернет-кредит. Этому предшествовали направление предложений по внесению изменений в законодательство, проработка юридической службой порядка обмена информацией между банком и клиентом в системе «Интернет-банкинг». Большое внимание уделено преддоговорной работе с кредитополучателем — предварительное информирование клиента об условиях кредитования, получение согласия субъекта кредитной истории на предоставление кредитного отчета, на проверку персональных данных и т.п.; содержание и порядок обмена сообщениями в системе «Интернет-банкинг», подтверждающими заключение кредитного договора.
— Развитие отношений между участниками предполагает добровольное исполнение принятых на себя обязательств, однако в ряде случаев возникают разногласия. Как Вы решаете данный вопрос?
— Здесь следует разделять работу юридической и иных уполномоченных служб по взысканию проблемной задолженности по активным банковским операциям (кредиты, факторинг, гарантия), разрешению конфликтов (споров), возникающих в результате противоправных действий лиц (мошенничество, выманивание кредита, преступления в сфере высоких технологий, должностные преступления) и вытекающих из хозяйственной деятельности банка (недобросовестные контрагенты). Ключевая роль подготовки документов для подачи в уполномоченные органы, взаимодействия с ними в соответствии с процессуальными нормами отведена юридической службе.
Наиболее сложные, нетиповые конфликты (споры) разрешаются при непосредственном участии специалистов юридического департамента центрального аппарата. Иногда юристу в кратчайшие сроки требуется проработать составленную совместно с заинтересованными службами «схему» наиболее оптимального разрешения конфликта (спора) (например, целесообразность обращения в суд при наличии требований бюджета, иных должников; обращение взыскания на залог с учетом конъюнктуры рынка и т.д.). Мнение юридической службы излагается в юридическом заключении, в визировании совместных заключений служб.
В банке в полной мере используются действующие механизмы работы с проблемной задолженностью во внесудебном и судебном порядке, в том числе с правоохранительными органами. Действия филиалов и центров банковских услуг строго регламентированы локальными актами банка, утверждаемыми Правлением банка, а также Председателем Правления банка с первого дня образования просроченной задолженности до погашения последнего платежа.
Считаем, что по вопросу взыскания задолженности следует обращаться к законодательству Российской Федерации, так как оно является более проработанным, содержит отсутствующие в Беларуси схемы работы с должниками. Так, в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации банк-кредитор имеет преимущественное право в погашении своих требований от реализации предмета залога. Наш банк в перспективе видит развитие данных механизмов в Республике Беларусь.
— Привлекался ли Ваш банк к законопроектной деятельности?
— Учитывая, что банк является крупнейшим участником банковской системы Республики Беларусь, он зачастую инициирует внесение значительных изменениий в национальное законодательство. Отдельно следует отметить работу банка по совершенствованию законодательства в области кредитования населения, где мы занимаем лидерские позиции. Понимая остроту вопроса кредитования населения на строительство (приобретение) жилья за счет ресурсов банка, мы инициируем изменения законодательства в части создания маневренного фонда жилья, в который возможно будет выселить семью недобросовестного кредитополучателя. Рассматривается возможность перевода ипотечного жилья в арендное с погашением обязательств перед банком из бюджета. Проработка данного механизма позволит банку постепенно уйти от такого способа обеспечения исполнения обязательств, как поручительство физических лиц, и полноценно внедрить институт ипотеки.
Также банк, опираясь на мировой опыт, инициировал вопрос введения института «безотзывных» вкладов.
— Большое спасибо за интервью!