Содержание:
Условия привлечения к административной ответственности по ст. 24.59 КоАП
Согласно ст. 24.59 КоАП юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности:
- за передачу материальных ценностей должностному лицу;
- за предоставление должностному лицу выгод имущественного характера.
При этом совершение указанных действий в отношении должностного лица предполагает, что должностное лицо получает материальные ценности (выгоды):
- за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию;
- за выполнение или невыполнение в интересах такого юридического лица какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
В административных правоотношениях под должностным лицом понимается физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (п. 3 ч. 1 ст. 1.10 КоАП).
Административная ответственность юридического лица наступает при условии, что действия физического лица, совершившего такие передачу или предоставление от имени юридического лица, образуют состав преступления, предусмотренного ст. 431 УК (дача взятки), установленный процессуальным решением. То есть если не установлен факт дачи взятки должностному лицу, то и ответственность юридического лица за действия, предусмотренные ст. 24.59 КоАП, в отношении того же должностного лица не наступает.
В силу ч. 2 ст. 24.59 КоАП под процессуальным решением следует понимать:
- вступивший в законную силу приговор суда;
- решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 29 УПК (обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу);
- решение о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, уголовного преследования или производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4 и 11 ч. 1 ст. 29 УПК;
- решение об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 30 УПК (прекращение производства по уголовному делу с освобождением от уголовной ответственности).
Положения ст. 24.59 КоАП распространяются на правовые отношения, которые возникли после ее вступления в силу с 01.03.2021.
Стоит отметить, что на практике (в частности, органами прокуратуры г. Минска) решения о привлечении к административной ответственности юридического лица принимались именно после вступления в законную силу приговоров суда.
Сроки привлечения юридического лица к административной ответственности
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения юридическим лицом, а равно должностным лицом в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения.
При этом у правоприменителей возникает вопрос: с какого момента считать день обнаружения административного правонарушения? В большинстве случаев о правонарушении становится известно уже в момент расследования уголовного дела, направления уголовного дела в суд, вынесения постановлений о прекращении уголовного преследования в отношении отдельных лиц и т.д.
На практике суды, рассматривая дела об административном правонарушении по ст. 24.59 КоАП, приходят к выводу, что предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП шестимесячный срок наложения административного взыскания по данной статье начинает течь только с момента установления всех признаков совершенного административного правонарушения. То есть после вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении взяткополучателя, даже если ранее было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении взяткодателя (постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 04.10.2023 по делу № 154АП23289/Жн).
Представляется, что аналогичным образом следует исчислять срок привлечения к административной ответственности и в случае принятия в отношении взяткодателя иных процессуальных решений, перечисленных в п. 2 примечания к ст. 24.59 КоАП, – а именно с момента установления всех признаков совершенного административного правонарушения.
Освобождение юридического лица от административной ответственности
В соответствии с ч. 3 примечания к ст. 24.59 КоАП юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, если оно способствовало выявлению этого правонарушения (раскрытию, расследованию преступления, связанного с этим правонарушением) либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Рассмотрим для примера наиболее часто встречающуюся ситуацию, когда уголовное дело по ст. 430 УК возбуждено в отношении взяткополучателя, а в отношении потенциального взяткодателя принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 29 УПК.
На практике органом, ведущим уголовный процесс, потенциальный взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию (расследованию) преступления. В дальнейшем уже органом, ведущим административный процесс, его действия ошибочно отожествляются с действиями юридического лица по ч. 3 примечания к ст. 24.59 КоАП.
Так, в рамках уголовного дела следователь делает вывод об освобождении от уголовной ответственности именно физического лица (взяткодателя), в то время как по ст. 24.59 КоАП органу, ведущему административный процесс, необходимо рассматривать вопрос об освобождении от административной ответственности юридического лица.
Основанием для освобождения от уголовной ответственности физического лица в рамках примечания УК являются добровольное заявление о содеянном и активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. В то время как основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности является тот факт, что указанное юридическое лицо способствовало выявлению этого правонарушения и (или) раскрытию и (или) расследованию преступления, связанного с этим правонарушением.
На практике также могут встречаться ситуации, когда в отношении взяткодателя принимается решение в соответствии с п. 11 ст. 29 УПК, так как он добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления. Однако само юридическое лицо, в интересах которого действовал взяткодатель, в рамках расследования уголовного дела никоим образом не способствовало выявлению этого правонарушения и (или) раскрытию и (или) расследованию преступления, связанного с этим правонарушением.
Важно! При каждом случае освобождения физического лица от уголовной ответственности в связи с вышеизложенными основаниями необходимо давать оценку действиям юридического лица в рамках именно административного процесса.
Действия юридического лица, которые могут быть оценены органом, ведущим административный процесс, как содействие выявлению (раскрытию, расследованию) правонарушения, зависят от конкретных обстоятельств. Например, это могут быть ответы юридического лица на запросы следователя либо реальное предоставление юридическим лицом сведений, способствующих выявлению (раскрытию, расследованию) преступления, связанного с этим правонарушением.
Вместе с тем на практике суды приходят к выводу о том, что сам по себе факт предоставления юридическим лицом исключительно документов по запросам следователя не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности по п. 3 примечания к ст. 24.59 КоАП.
Действие ст. 24.59 КоАП во времени
Как уже было указано выше, данная норма распространяется на правовые отношения, которые возникли после ее вступления в силу с 01.03.2021.
Из этого следует, что привлечь к административной ответственности юридическое лицо по ст. 24.59 КоАП можно, если передача материальных ценностей либо иные действия, предусмотренные данной статьей, произошли после 01.03.2021.
В случае если между взяткополучателем и взяткодателем имелись неоднократные факты передачи материальных ценностей как до 01.03.2021, так и после, то к административной ответственности юридическое лицо можно привлечь только за те факты, которые произошли после 01.03.2021.
Резюме:
1. Срок наложения административного взыскания по ст. 24.59 КоАП начинает течь только с момента установления всех признаков совершенного административного правонарушения.
2. Освобождение физического лица от уголовной ответственности на основании уголовного законодательства не следует отожествлять с освобождением юридического лица от административной ответственности по примечанию к ст. 24.59 КоАП.
3. Привлечение юридического лица по ст. 24.59 КоАП возможно, только если факт передачи материальных ценностей произошел после 01.03.2021.