Алгоритм проведения процедур государственных закупок
Проведение процедур государственных закупок в соответствии с кодом товара (работы, услуги) и годовой ориентировочной стоимостью закупки.
Проведение процедур государственных закупок в соответствии с кодом товара (работы, услуги) и годовой ориентировочной стоимостью закупки.
Проведение процедур государственных закупок в соответствии с кодом товара (работы, услуги) и годовой ориентировочной стоимостью закупки.
Для проведения закупки товаров (работ, услуг) субъекту хозяйствования необходимо прежде всего определиться с источником финансирования закупки, так как регулирование закупок в разных сферах осуществляется отдельными нормативными правовыми актами, которые устанавливают различный порядок проведения закупок.
Государственная закупка проводится получателем бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее — Закон).
Таким образом, если источником финансирования закупки являются средства республиканского, местного бюджета, государственных внебюджетных фондов, организации для корректного осуществления закупки необходимо руководствоваться, помимо Закона, следующими нормативными правовыми актами:
Осуществление закупки при смешанном финансировании (как за счет бюджетных средств, так и за счет собственных средств организации
одновременно) также осуществляется в соответствии с нормами Закона, независимо от организационно-правовой формы субъекта хозяйствования.
Осуществление закупки при смешанном финансировании (бюджетные
и собственные средства организации одновременно) также осуществляется в соответствии с Законом, независимо от организационно-правовой формы субъекта хозяйствования.
Пример 1.
При приобретении комплекта мебели единым объектом за счет смешанного источника финансирования (бюджетное финансирование — 80 %, собственные средства — 20 %) применяются нормы законодательства о государственных закупках.
Пример 2.
В один период времени заказчиком приобретаются столы (за счет местного бюджета) и стулья (за счет собственных средств). Закупка столов будет регламентирована законодательством о государственных закупках, закупка стульев проводится в порядке, предусмотренном для закупок за счет собственных средств организации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»).
В свою очередь закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014№ 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ,услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».
Условно закупки можно разделить на 3 блока:
Рассмотрим более подробно некоторые особенности проведения процедур государственных закупок (далее по тексту под закупками понимаются государственные закупки, если не указано иное).
Если при закупке используется хотя бы 1 копейка бюджетных средств, то такие закупки признаются государственными.
Началом проведения процедуры государственной закупки является внесение предмета закупки в годовой план государственных закупок в соответствии с кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — ОКРБ 007-2012).
Годовой план государственных закупок размещается заказчиком на сайте www.icetrade.by.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона и п. 10 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778, годовой план государственных закупок размещается заказчиком на официальном сайте (www.icetrade.by) в следующие сроки:
Помимо кода и наименования товара (работы, услуги) годовой план государственных закупок содержит информацию об ориентировочных объемах закупаемых товаров (работ, услуг) в денежном выражении, что и служит основанием для выбора вида процедуры закупки.
При этом в годовой план закупок приобретаемые товары (работы, услуги) вносятся отдельными позициями, исходя из 8 знаков кода ОКРБ 007-2012, так как предметом закупки являются однородные товары (работы, услуги) (п. 6 ст. 20 Закона), которые в соответствии со ст. 1 Закона определяются как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду Общегосударственного классификатора. В свою очередь согласно ОКРБ 007-2012 подвид товара (работы, услуги) определяется по 8 знакам.
Вид процедуры закупки выбирается исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете государственной закупки, а также исходя из того, входит ли предмет государственной закупки в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов (перечни утверждены постановлением № 778):
Определившись с видом процедуры государственной закупки, заказчику необходимо разработать и разместить в открытом доступе документы процедуры закупки, представляемые участникам для подготовки предложения на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений. При этом указанные документы размещаются заказчиком одновременно с приглашением в открытом доступе на официальном сайте либо электронной торговой площадке (www.zakupki.butb.by, www.goszakupki.by).
Если заказчик объявил процедуру государственной закупки, но не разместил на официальном сайте документы процедуры закупки, то данную процедуру государственной закупки необходимо отменить.
Если заказчик объявил процедуру государственной закупки, но не разместил на официальном сайте документы процедуры закупки, то данную процедуру государственной закупки необходимо отменить согласно п. 5 ст. 21 Закона в связи с выявленным нарушением при организации и проведении процедуры государственной закупки и разместить на официальном сайте новую процедуру закупки с полным пакетом документов: приглашение, аукционные либо конкурсные документы, либо документы запроса ценовых предложений, включая проект договора.
При отмене процедуры государственной закупки по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 21 Закона, заказчику необходимо объявить новую процедуру государственной закупки в полный срок для подготовки и подачи предложений участниками. Это отличает данную процедуру закупки от повторной, объявление которой возможно после признания первоначальной процедуры государственной закупки несостоявшейся на срок для подготовки и подачи предложений, сокращенный не более чем вдвое по сравнению с минимальным сроком, определенным п. 1ст. 22 Закона.
Пример 3
Срок для подготовки и подачи предложений участниками в первоначально объявленной процедуре запроса ценовых предложений, признанной несостоявшейся, составлял 14 рабочих дней. При этом п. 1 ст. 22 Закона для данной процедуры закупки установлен минимальный срок для подачи предложений — 10 рабочих дней со дня размещения приглашения в открытом доступе. Соответственно, срок для подготовки и подачи предложений участниками в повторной процедуре государственной закупки должен составлять не менее 5 рабочих дней.
В срок для подготовки и подачи предложений участниками заказчику (организатору) процедуры государственной закупки может поступить от потенциального участника запрос о разъяснении документов процедуры закупки. Такой запрос может поступить в электронной либо письменной форме (ст. 24 Закона).
При этом независимо от формы поступления запроса заказчик (организатор) при ответе на него должен руководствоваться следующими нормами законодательства о государственных закупках:
В соответствии с подп. 1.7 п. 1 Указа № 590 содержание запроса о разъяснении документов запроса ценовых предложений и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) заказчик (организатор) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса, размещает в форме электронного документа на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.
Справочно
При регистрации в организации заказчика в установленном порядке письменного запроса от субъекта хозяйствования заказчику необходимо помимо размещения ответа в электронном виде согласно законодательству о государственных закупках направить в адрес субъекта хозяйствования письменный ответ в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридиче-ских лиц».
Таким образом, законодательство о государственных закупках необходимо отграничивать от закупок за счет собственных средств и закупок при строительстве. Выбор вида процедуры государственной закупки зависит как от кода товара (работы, услуги) согласно ОКРБ 007-2012,
так и от годовой ориентировочной стоимости закупки. При этом подп. 1.5 п. 1 постановления № 778 определены пороговые значения процедуры запроса ценовых предложений: по товарам — от 300 до 1 000 базовых величин; по услугам — от 300 до 3 000 базовых величин. При выборе иных видов процедур государственных закупок заказчику необходимо учитывать перечень товаров (работ, услуг), закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», а также перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.
Выбор вида процедуры государственной закупки зависит как от кода товара (работы, услуги) согласно ОКРБ 007-2012, так и от годовой ориентировочной стоимости закупки.