Вы на портале

Алгоритм размещения рекламы вдоль автомобильных дорог и улиц населенных пунктов

На сегодняшний день благодаря многообразию производимых товаров (работ, услуг) поддержание интереса потребителя к собственной продукции является острой необходимостью бизнеса. Решить эту проблему может помочь размещение рекламы вдоль автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, поскольку такая реклама ежедневно обращает на себя внимание множества потенциальных клиентов. Для размещения рекламы в обязательном порядке необходимо пройти определенную процедуру, так как последствия ее несоблюдения достаточно негативные — демонтаж рекламной конструкции и штраф.

Обновлено
Довыденкова Евгения

Заместитель начальника отдела правовой и кадровой работы КУП «Минскоблдорстрой»


14509 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Настоящий алгоритм не затрагивает порядка размещения:
1) технических средств на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах, предназначенных и (или) используемых для размещения (распространения) исключительно афиш или информации, обязанность по размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан;
2) рекламы на автомобилях, трамваях, троллейбусах, колесных тракторах, автопоездах;
3) рекламы специфических товаров (работ, услуг);
4) социальной рекламы.

Реклама, размещаемая вдоль автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, является наружной, поскольку размещается (распространяется) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) (абз. 4 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)).

Под средством наружной рекламы понимается техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства (например, щит (билборд), вывески, установки на крышах, остановочный пункт общественного транспорта) (абз. 17 ст. 2 Закона о рекламе).

Процедуру размещения наружной рекламы вдоль автомобильных дорог и улиц населенных пунктов можно разделить на два этапа:

1) согласование и размещение средства наружной рекламы;

2) оформление и размещение самой наружной рекламы.

Первый этап можно пропустить, когда средство наружной рекламы уже существует и на него есть паспорт (при необходимости). В таком случае достаточно заключить с владельцем средства наружной рекламы договор на размещение наружной рекламы.

ЭТАП 1. Согласование и размещение средства наружной рекламы

Шаг 1. Определяем вид средства наружной рекламы

В качестве средства наружной рекламы может быть выбрано любое без ограничения техническое средство: щит (билборд), лайтпостер, плакатница, остановочный пункт общественного транспорта, штендер и т.д. Однако при его выборе необходимо помнить, что в определенных случаях вид технического средства помогает избежать согласований его размещения, о чем подробнее описано в шаге 3 настоящего этапа.

Шаг 2. Устанавливаем место размещения средства наружной рекламы

Место размещения средства наружной рекламы имеет принципиальное значение, поскольку:

1) для отдельных видов продукции размещение рекламы в определенных местах запрещено. Например, запрещается размещение рекламы пива и слабоалкогольных напитков на остановочных пунктах общественного транспорта, на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы (п. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

2) в целях сохранения безопасности движения законодателем предусмотрены определенные ограничения: размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог не допускается (п. 3 ст. 13 Закона о рекламе).

Справочно.
Данное ограничение касается только автомобильных дорог, улицы населенных пунктов полосу отвода не имеют. 
Полоса отвода — земельный участок, предоставленный владельцу автомобильной дороги, в пределах которого размещаются автомобильная дорога, объекты дорожного сервиса, а также здания и сооружения, предназначенные для ее содержания (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-XII  «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»). Полоса отвода устанавливается индивидуально для каждой автомобильной дороги в зависимости от категории. Узнать ее границы можно путем обращения к владельцу автомобильной дороги, а узнать владельца — через местный исполнительный и распорядительный орган. Публичная земельно-информационная карта Беларуси УП «Проектный институт Белгипрозем», имеющая бесплатный онлайн-доступ, может предварительно указать полосу отвода.

Может вводить в заблуждение п. 5.1.1 СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения», который допускает размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог в местах, где предусмотрена организованная стоянка автотранспорта (площадки отдыха, стоянки). Однако управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, являясь разработчиком данного СТБ, в ответах на запросы все же поясняет, что необходимо руководствоваться ч. 4 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации», не допускающей противоречий требований государственных стандартов требованиям законодательных актов Республики Беларусь.

Таким образом, не допускается размещение средств наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог. Иными законодательными актами Республики Беларусь (например, декретом Президента) данное ограничение может отменяться.

Конкретные технические требования и ограничения по месту размещения средств наружной рекламы вдоль дорог и улиц закреплены в СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения».

Шаг 3. Определяем, необходим ли паспорт на средство наружной рекламы

По общему правилу средства наружной рекламы размещаются только при наличии разрешения соответствующего исполнительного комитета либо уполномоченного им органа, т.е. при наличии паспорта средства наружной рекламы.

Однако в законодательстве установлено исключение из общего порядка: закреплен перечень средств наружной рекламы, на которые не требуется получения разрешения. К таким средствам относятся, например, вывески; средства наружной рекламы, размещаемые на зданиях (сооружениях) объектов придорожного сервиса и др. (приложение 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее – приложение 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы).

При этом получение разрешения все же требуется при размещении плакатниц и иных выносных рекламных конструкций с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иных средств наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов (п. 5 приложения 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы).

Справочно.
Размещение средств наружной рекламы вдоль автомобильных дорог предполагает, что средство всегда размещается в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, ширина которой 100 метров в обе стороны от оси автомобильной дороги, в населенных пунктах - до границы существующей застройки (ч. 2 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994  № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).
Аналогичная ситуация с красной линией улиц, дорог и площадей населенных пунктов. Красные линии, предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-1 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Кроме того, получение разрешения на размещение средства наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны требуется всегда.

Шаг 4. Оформляем паспорт средства наружной рекламы

Для получения разрешения (оформления паспорта средства наружной рекламы) необходимо подготовить документы в соответствии с подп. 9.11.1 п. 9.11 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • заявление;
  •  эскиз средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения;
  •  три фотографии места размещения средства наружной рекламы;
  •  письмо или иной документ о согласии собственника места размещения средства наружной рекламы или уполномоченного лица на размещение средства наружной рекламы - если место размещения средства наружной рекламы находится в республиканской или частной собственности , за исключением случая, когда собственник (уполномоченное лицо) и рекламораспространитель являются одним лицом.

Справочно.
При этом законодатель не указал «коммунального» собственника. Однако на практике местные исполнительные и распорядительные органы зачастую требуют получение согласия коммунального собственника. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994  № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» любая деятельность в пределах придорожных полос (контролируемых зон) осуществляется только по согласованию с владельцами автомобильных дорог.

  • макет наружной рекламы (при наличии);
  • копия документа, подтверждающего государственную регистрацию рекламораспространителя;
  • документ, подтверждающий внесение платы за оформление паспорта.

С подготовленными документами, по общему правилу, нужно обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту расположения средства наружной рекламы: Минский городской, городской (города областного подчинения), районный исполнительный комитет. Однако не исключены случаи, когда местный исполнительный и распорядительный орган делегирует эти полномочия иным лицам. Например, решением Минского областного исполнительного комитета от 01.03.2018 № 719 «О делегировании полномочий» в пределах г. Минска уполномоченным органом является коммунальное производственное унитарное предприятие «Минскреклама».

Уполномоченный орган рассматривает документы по принципу «одно окно»: он самостоятельно оформляет паспорт средства наружной рекламы; обеспечивает его согласование в органе управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью местного исполнительного и распорядительного органа, а также в соответствующем управлении (отделе) ГАИ, на территории которого размещается средство наружной рекламы.

Справочно.
ГАИ проверяет средство наружной рекламы на сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения или специальными сигналами, а также проверяет, ухудшает ли оно видимость технических средств организации дорожного движения, создает ли впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта, снижает ли уровень безопасности движения и иные требования, установленные СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения».

Срок рассмотрения заявления о размещении средства наружной рекламы и принятия по нему решения не может превышать 15 рабочих дней, а в случае, если требуется разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям, — 30 рабочих дней (абз. 3 подп. 4.6 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет о развитии предпринимательства). Сроки, установленные Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, не подлежат применению, поскольку согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» нормы декрета Президента по юридической силе выше.

С 26.02.2018 субъектам хозяйствования предоставлено право не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы (абз. 2 подп. 4.6 п. 4 Декрета о развитии предпринимательства).

Отказ в выдаче соответствующего разрешения, его продлении и переоформлении может быть обжалован в вышестоящий государственный орган или суд.

Шаг 5. Подписываем договор на размещение (распространение) наружной рекламы

После получения согласования размещения средства наружной рекламы между уполномоченным органом, собственником (уполномоченным лицом) места размещения средства наружной рекламы и ракламораспространителем подписывается договор на размещение (распространение) наружной рекламы, согласно которому:

  • собственник (уполномоченное лицо) места размещения средства наружной рекламы оказывает содействие в размещении (распространении) наружной рекламы;

Справочно.
К отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

  • уполномоченный орган предоставляет право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях;
  • рекламораспространитель принимает и оплачивает данные услуги (порядок взимания платы устанавливается местным исполнительным и распорядительным органом).

Местный исполнительный и распорядительный орган вправе организовать проведение торгов на право размещения средства наружной рекламы на объекте коммунальной собственности.

Справочно.
Размещение средства наружной рекламы без самой наружной рекламы не допускается. Рекламораспространитель обязан постоянно размещать наружную рекламу, поскольку при пустующем средстве наружной рекламы местные власти предоставят свою информацию для размещения на средстве наружной рекламы.

ЭТАП 2. Оформление и размещение наружной рекламы

Шаг 1. Определяем возможность размещения рекламы определенного продукта

В большинстве своем законодатель не запрещает рекламу какой-либо продукции, однако ограничения все же есть. Например, в п. 2 ст. 15 Закона о рекламе установлен запрет на рекламу методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Шаг 2. Устанавливаем требования к внешнему виду наружной рекламы

Общие требования к рекламе содержатся в ст. 10 Закона о рекламе и п. 7 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы. В частности, наружная реклама не должна иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения или специальными сигналами, ухудшать их видимость, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта и снижать уровень безопасности движения; вызывать ослепление светом потребителей рекламы или создавать иные неудобства в жизнедеятельности граждан.

Исходя из вида продукции могут устанавливаться дополнительные требования, которые могут касаться:

  • дополнительной информации, которая в обязательном порядке должна быть указана (например, согласно п. 2 ст. 15-1 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок к пище должна содержать: указание на рекламный характер информации, на то, что она не является лекарственным средством, не предназначена для лечения заболеваний и т.д.);
  • сведений и иллюстраций рекламы (например, согласно п. 1 ст. 18 Закона о рекламе запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков, призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков) и т.д.

Шаг 3. Определяем необходимость получения согласования рекламы

Согласование рекламы (содержания, изображения, эскиза и т.д.) с местным исполнительным и распорядительным органом не требуется (нововведение с 26.02.2018), за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами) (абз. 4 подп. 4.6 п. 4 Декрета о развитии предпринимательства).

При этом не нужно забывать проверять необходимость согласования размещения наружной рекламы с иными государственными органами, в основном с органами, курирующими деятельность по производству данной продукции. Например, реклама медицинской техники допускается только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Таким образом, после прохождения всех изложенных выше этапов можно приступать непосредственно к размещению (распространению) наружной рекламы вдоль автомобильных дорог и улиц населенных пунктов без опасения ее дальнейшего демонтажа и привлечения к административной ответственности.

14509 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме