Шаг 1. Подготовка к реорганизации
На данном этапе необходимо проанализировать устав ЗАО на предмет наличия дополнительных требований, предъявляемых к процедуре реорганизации. Несоблюдение порядка реорганизации может повлечь признание ее недействительной.
Шаг 2. Получение согласия антимонопольного органа
Согласие антимонопольного органа необходимо получить в следующих случаях:
— ЗАО включено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий;
— суммарная балансовая стоимость активов ЗАО, акции которого служат вкладом в уставный фонд выделяемой компании или имущество которого приобретается создаваемой коммерческой организацией на основании разделительного баланса, превышает 200 000 базовых величин;
— суммарный объем выручки ЗАО от реализации товаров по итогам года, предшествующего году реорганизации, превышает 400 000 базовых величин.
При этом должно соблюдаться одно из следующих условий:
— действия с акциями признаются экономической концентрацией;
— балансовая стоимость основных средств, находящихся на территории Республики Беларусь, и нематериальных активов превышает 20 % балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов акционерного общества, имущество которого приобретается вновь создаваемым юридическим лицом либо является вкладом в его уставный фонд (ст. 33 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
Справочно.
Перечень документов, подаваемых в антимонопольный орган, предусмотрен п. 2.3 Единого перечня административных процедур <...>, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Срок рассмотрения документов — 10 календарных дней, срок принятия решения о выдаче согласия — 30 дней с момента поступления документов (неполучение разрешения является основанием для признания судом реорганизации недействительной).
Шаг 3. Принятие решения о реорганизации
Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров ЗАО (далее — Общее собрание). В рамках протокола Общего собрания должны быть решены следующие вопросы:
1) о порядке и условиях выделения (в частности, следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации, предоставления полномочий на ее проведение; уведомления государственных органов, работников, контрагентов о реорганизации; раскрытия информации на рынке ценных бумаг);
2) о создании нового хозяйственного общества, составе его участников, размере и порядке формирования уставного фонда.
Справочно. На практике уставный фонд формируется путем:
— передачи части акций ЗАО для формирования уставного фонда вновь создаваемого ООО (это наиболее сложный способ, так как влечет за собой уменьшение уставного фонда ЗАО). Процедура уменьшения уставного фонда состоит из принятия решения об уменьшении на общем собрании акционеров, регистрации изменений в устав, уведомления кредиторов, внесения изменений в реестр ценных бумаг с последующим аннулированием акций акционерного общества;
— передачи имущества ЗАО в качестве вклада в уставный фонд ООО (собственные средства реорганизуемой компании, нераспределенная прибыль, имущественные права и т.д.);
— внесения дополнительных денежных вкладов участниками вновь создаваемого ООО. В данном случае следует помнить о необходимости открыть временный счет в банке для формирования уставного фонда ООО.
Шаг 4. Раскрытие информации о реорганизации на рынке ценных бумаг
Информацию о реорганизации следует раскрывать дважды: после принятия решения о реорганизации, а также по окончании процедуры реорганизации (см. шаг 9).
Не позднее двух рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации нужно направить сообщение в произвольной форме, которое должно содержать:
— наименование, юридический адрес ЗАО;
— способ реорганизации;
— наименование уполномоченного органа, принявшего решение о реорганизации, и дату принятия соответствующего решения;
— порядок распределения акций среди участников ЗАО при реорганизации;
— полное наименование, местонахождение и учетный номер плательщика депозитария, с которым эмитентом, профучастником заключен депозитарный договор (п. 19.1 Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 43).
Информация раскрывается в несколько этапов. Сначала указанное выше сообщение направляется в территориальный орган по ценным бумагам (Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь — для г. Минска либо Главное управление Министерства финансов — для компаний с местонахождением в области).
Затем оно размещается на Едином портале финансового рынка, а также на выбор в одном из следующих источников: в печатных СМИ (например, газете «Звезда», «Республика» и др.), на официальном сайте ЗАО или профучастника на рынке ценных бумаг (при наличии) либо на сайте центрального депозитария.
Справочно.
За нарушение сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 20 базовых величин (ст. 11.10 КоАП).
При выборе способа раскрытия информации следует обратить внимание, что данная информация должна быть доступна для заинтересованных лиц в течение 5 лет с момента размещения.
Шаг 5. Уведомление о реорганизации государственных органов
ЗАО обязано уведомить о реорганизации налоговые органы и Фонд социальной защиты населения посредством направления уведомления в течение 5 дней с момента принятия решения о реорганизации (подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 НК; п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
Справочно.
За налоговыми органами остается право на проведение внеплановой проверки.
«Белгосстрах» нужно уведомить в течение 10 дней. К данному уведомлению необходимо приложить заверенную копию протокола Общего собрания (п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294).
Справочно.
Несвоевременное уведомление о реорганизации компании может повлечь административную ответственность в виде штрафа до 20 базовых величин (ст. 13.8, 23.18 КоАП).
При этом законодательством не установлены требования, предъявляемые к содержанию вышеназванных уведомлений. Предлагаем следующий пример формулировки:
«Настоящим уведомляем, что Закрытым акционерным обществом «А» было принято решение о реорганизации в форме выделения из Закрытого акционерного общества «А» нового Общества с ограниченной ответственностью (протокол общего собрания акционеров № 1 от 01.01.2019). Права и обязанности Закрытого акционерного общества «А» будут переходить в размерах, установленных разделительным балансом».
Шаг 6. Уведомление кредиторов ЗАО
Уведомление о реорганизации должно быть направлено каждому кредитору в 30-дневный срок с момента принятия решения о ее проведении.
В случае ненадлежащего уведомления кредитора о реорганизации он вправе в судебном порядке оспаривать саму реорганизацию и требовать признать ее несостоявшейся (письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.12.2003 № 03-24/2697 «О реорганизации юридического лица»).
В свою очередь, кредиторы вправе в течение 30 дней потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств ЗАО, а также возмещения убытков, причиненных проведением реорганизации (ст. 56 ГК, ч. 2–4 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»). Требования к форме такого уведомления не установлены (см. пример уведомления в шаге 5).
Шаг 7. Уведомление работников ЗАО
Реорганизация компании является одним из оснований для прекращения трудовых отношений с работниками. Наниматель обязан в течение срока, определенного в протоколе Общего собрания, уведомить работников о реорганизации путем направления извещений. Работники вправе потребовать расторжения трудового договора по мотивам реорганизации с последующей выплатой компенсации в размере двухнедельного среднемесячного заработка (п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК).
Форма извещения работников о реорганизации законодательством не установлена. Предлагаем следующий пример формулировки:
«Настоящим уведомляем, что Закрытым акционерным обществом «А» было принято решение о реорганизации в форме выделения из Закрытого акционерного общества «А» нового Общества с ограниченной ответственностью (протокол общего собрания акционеров № 1 от 01.01.2019). Права и обязанности Закрытого акционерного общества «А» будут переходить в размерах, установленных разделительным балансом.
В соответствии с п. 5 ст. 35 Трудового кодекса Вы вправе отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией с последующим увольнением и выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднемесячного заработка.
Предлагаем Вам продолжить трудовую деятельность в выделяемом Обществе с ограниченной ответственностью на условиях действующего трудового договора (контракта). Просим Вас письменно выразить свое согласие или несогласие в срок до 14.01.2019 путем проставления отметки на настоящем уведомлении либо в форме самостоятельного заявления».
Шаг 8. Проведение инвентаризации, подготовка и утверждение разделительного баланса
При реорганизации ЗАО инвентаризации подлежат все активы и обязательства, а также имущество, которое не принадлежит ЗАО, но находится на забалансовом счете (п. 6 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180).
Рекомендации:
1. Обратите особое внимание на проведение инвентаризации, результаты которой служат основанием для составления разделительного баланса;
2. Запланируйте окончание инвентаризации ближе к дате государственной регистрации вновь создаваемого в процессе реорганизации юридического лица, что позволит минимизировать необходимость вносить последующие корректировки в разделительный баланс.
В процессе инвентаризации нужно подготовить следующие документы:
— приказ руководителя о проведении инвентаризации;
— инвентаризационные описи;
— акты инвентаризации;
— сличительные ведомости.
Решение собственников о реорганизации не является основанием для начала инвентаризации, обязательно издание руководителем соответствующего приказа.
После окончания инвентаризации составляется разделительный баланс. При его составлении следует обратить внимание на требования, которые предъявляются к данному балансу законодательством. В частности, он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам ЗАО в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, то есть перечень дебиторской и кредиторской задолженности. Если нельзя будет однозначно определить правопреемника по обязательствам, возможен риск солидарной ответственности перед кредиторами.
После составления и подписания разделительного баланса он подлежит утверждению на внеочередном общем собрании акционеров, чтобы придать ему юридическую силу.
Рекомендации.
Рекомендуем включить в разделительный баланс:
— преамбулу с указанием оснований для составления разделительного баланса, даты принятия решения акционерами, даты начала и завершения инвентаризации;
— заполненную форму бухгалтерского баланса с целью отражения всех активов;
— перечень договоров, по которым передаются права и обязанности;
— перечень объектов недвижимости, которые передаются;
— перечень иного имущества, которое передается.
Шаг 9. Проведение внеочередного общего собрания акционеров ЗАО. Раскрытие информации о завершении реорганизации на рынке ценных бумаг
По завершении процесса реорганизации необходимо провести общее собрание акционеров и определить следующую повестку дня:
— о констатации факта завершения процесса реорганизации ЗАО;
— о раскрытии информации на рынке ценных бумаг (см. шаг 4);
— об утверждении новой редакции устава.
Шаг 10. Проведение общего собрания ООО. Государственная регистрация ООО
Финальным шагом является проведение общего собрания учредителей, на котором решаются следующие вопросы:
— об учреждении ООО (необходимо указать, что вновь создаваемая компания образуется в связи с реорганизацией в форме выделения);
— о предоставлении полномочий на согласование наименования ООО, о возложении обязанностей по подготовке учредительных документов ООО;
— об определении размера и порядка формирования уставного фонда ООО, о распределении долей учредителей в уставном фонде ООО;
— об определении места нахождения ООО;
— о проведении учредительного собрания ООО.
После получения справки о согласовании наименования, гарантийного письма о будущем местонахождении юридического лица необходимо провести учредительное собрание со следующей повесткой дня:
— об утверждении устава ООО;
— об образовании органов ООО и избрании их членов;
— о государственной регистрации ООО;
— иные вопросы, которые собственники посчитают необходимым решить.
После подготовки всех документов нужно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией нового юридического лица. Реорганизация ЗАО в форме выделения из него ООО считается завершенной с момента осуществления государственной регистрации ООО.
Справочно.
Государственная регистрация изменений, связанных с реорганизацией ЗАО, не является обязанностью общества, если не происходит никаких изменений в уставе компании. Однако в случае последующей регистрации изменений в устав факт реорганизации необходимо указать по тексту устава.