Вы на портале

Алгоритм юридических действий по обжалованию бесспорного списания задолженности через налоговые органы и органы ФСЗН

Перечень основных нормативных правовых актов: налоговый кодекс Республики Беларусь; положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование , утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40; хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь; постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 № 21 «О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь».

Обновлено
Голованова Татьяна
Голованова Татьяна

юрист

8229 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно п. 1 ст. 58 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) взыскание налога, сбора (пошлины), пени может осуществляться за счет средств дебиторов плательщика в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика.

Возможность бесспорного списания денежных средств со счетов дебиторов предусмотрена также п. 22 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование <…>, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение).

При наличии оснований для обжалования решений о бесспорном списании денежных средств со счетов дебиторов заинтересованное лицо может обратиться как в вышестоящую организацию, так и в экономический суд.

Пояснения к алгоритму:

  1. Основанием для обжалования решения (постановления) о бесспорном списании является отсутствие задолженности дебитора (или наличие задолженности в размере, меньшем взысканной суммы) перед плательщиком на момент принятия соответствующего решения (постановления). При этом также необходимо иметь в виду, что решение (постановление) о бесспорном списании должно приниматься с учетом сроков исполнения дебитором обязательств перед плательщиком (п. 1 ст. 58 НК, п. 22 Положения). Поэтому если срок исполнения обязательства дебитором на дату принятия решения (постановления) о бесспорном списании не наступил, такое списание также является неправомерным.
  2. Решения налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд (п. 1 ст. 86 НК). При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на обращение в суд, то есть дебитор может обратиться за обжалованием решения о бесспорном списании одновременно в вышестоящий налоговый орган и в суд. Что касается обжалования постановления ФСЗН, то Положением порядок обжалования не регламентирован. Вместе с тем постановление о бесспорном списании может быть обжаловано в судебном порядке на основании норм гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) либо в вышестоящий орган в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях).  
  3. При обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган подается жалоба, к которой должны быть приложены обосновывающие ее документы (п. 3 ст. 87 НК). Перечень документов для судебного обжалования определен ст. 159, 160 и 227 ХПК. Ставки госпошлины установлены п. 2 приложения 16 к НК в размере 10 базовых величин (для юридических лиц) и 5 базовых величин (для индивидуальных предпринимателей).
  4. Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (п. 2 ст. 87 НК). Срок подачи жалобы в вышестоящий орган ФСЗН не установлен, поэтому рекомендуем руководствоваться этим же сроком (30 календарных дней), несмотря на то что Законом об обращениях срок для подачи жалобы установлен в 3 года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении его прав и законных интересов.
  5. Пропуск срока подачи жалобы в вышестоящий орган является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы он может быть восстановлен вышестоящим органом по заявлению лица, подающего жалобу (п. 2 ст. 87 НК, п. 2 ст. 11 Закона об обращениях).
  6. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее месяца со дня ее получения (п. 1 ст. 88 НК, п. 3 ст. 17 Закона об обращениях).
  7. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган вправе:
    1. оставить решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
    2. отменить решение полностью или частично;
    3. отменить решение и назначить дополнительную проверку;
    4. внести изменения в решение.
  8. После признания решения о бесспорном списании недействительным дебитор при условии отсутствия задолженности по уплате налогов (обязательных страховых взносов) может подать в налоговый орган или орган ФСЗН заявление о возврате суммы налога (взноса) либо обратиться за взысканием списанных сумм в суд. Форма заявления о возврате сумм налогов, сборов (пошлин), пеней утверждена приложением 24 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14. Возврат суммы дебиторской задолженности производится налоговым органом не позднее 5 рабочих дней со дня подачи дебитором плательщика заявления о возврате суммы дебиторской задолженности (п. 71 ст. 61 НК). Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет ФСЗН подлежат возврату в течение 10 рабочих дней после подачи заявления произвольной формы о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у заявителя задолженности по указанным платежам (п. 24 Положения).
  9. При обжаловании решения (постановления) о бесспорном списании в судебном порядке заявление следует подавать в экономический суд по месту нахождения заявителя (ст. 51 ХПК). Решение налогового органа может быть обжаловано в суд в течение года со дня его вынесения (п. 1 ст. 86 НК). Такой же срок для обжалования установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», в связи с чем, полагаем, этим же сроком следует руководствоваться и при обжаловании постановления ФСЗН.
  10. В отличие от процедуры обжалования постановлений в вышестоящий орган, где пропуск срока является основанием для отказа в рассмотрении жалобы, пропуск заявителем установленного для обжалования срока в судебном порядке не является основанием для отказа в принятии заявления (часть пятая п. 17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 № 21 «О не­которых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь»). Что касается пропуска установленного срока для обжалования в судебном порядке постановления ФСЗН, то законодательством этот вопрос отдельно не урегулирован. Полагаем, что вышеприведенную норму можно применить и в отношении обжалования постановлений ФСЗН.
  11. Срок рассмотрения заявления судом установлен ст. 175 ХПК и составляет два месяца. Бремя доказывания соответствия обжалуемого решения законодательству, а также наличия полномочий на вынесение соответствующего решения согласно ст. 229 ХПК возлагается на налоговый орган (орган ФСЗН).
  12. В отличие от процедуры обжалования постановлений в вышестоящий орган в случае пропуска срока обжалования в судебном порядке он не может быть восстановлен или продлен судом, поскольку его восстановление (продление) не предусмотрено законодательством (данный срок не является ни сроком исковой давности, ни процессуальным сроком). Следовательно, при установлении в судебном заседании факта пропуска срока судом будет отказано в удовлетворении заявленных требований (п. 19 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 № 29 «О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности»).
  13. Согласно ст. 42 ХПК экономическим судам подведомственны в том числе требования о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом иски (заявления) о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке денежных средств рассматриваются только после того, как соответствующие решения налоговых органов будут признаны судом недействительными. Однако требование о возврате из бюджета списанных средств может быть также соединено с заявлением об оспаривании решения государственного органа (п. 14 постановления № 21). Данный порядок применим, на наш взгляд, и к требованиям о возврате сумм, взысканных ФСЗН.

Перечень документов для обращения в суд установлен ст. 159 и 160 ХПК. При этом по искам к налоговым органам о взыскании сумм из бюджета истцы освобождаются от уплаты госпошлины (подп. 1.1.7 п. 1 ст. 257 НК).

8229 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№3, март 2015
3745