Вы на портале

Алгоритм юридических действий по получению согласия антимонопольного органа на реорганизацию коммерческой организации либо совершение сделки с акциями (долями в уставном фонде) юридического лица

Перечень основных нормативных правовых актов: Закон Респ.Бел. от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Инструкция о порядке рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о даче согласия на совершение сделок <…>, утвержденная постановлением Министерства экономики Респ. Бел. от 30.11.2009 № 188; Инструкция о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденная постановлением Министерства экономики Респ. Бел. от 20.03.2015 № 24; Единый перечень админ-х процедур, осуществляемых гос.органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный ПСМ Респ.Бел. от 17.02.2012 № 156.

Обновлено
Голованова Татьяна
Голованова Татьяна

юрист

9642 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Случаи, когда реорганизация хозяйствующего субъекта либо совершение сделок с его акциями (долями в уставном фонде) требуют получения согласия антимонопольного органа, предусмотрены ст. 17 и 18 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон).

Проведение реорганизации (совершение сделки) без получения согласия антимонопольного органа, приведшее к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению, устранению конкуренции, является основанием для признания судом регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица или сделки недействительными по иску антимонопольного органа. Кроме того, за непредставление должностным лицом юридического лица антимонопольным органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо за представление заведомо ложной информации ст. 11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Пояснения к алгоритму

  1. Случаи, когда требуется согласие антимонопольного органа на проведение реорганизации или совершение сделок с акциями (долями в уставном фонде), определены ст. 17 и 18 Закона (принимаются во внимание балансовая стоимость активов, объем выручки реорганизуемого лица, нахождение его в соответствующих государственных реестрах (например, реестре субъектов естественной монополии) и т.д.).
  2. В соответствии с п. 8 ст. 17 и п. 8 ст. 18 Закона согласие антимонопольного органа не требуется, если перечисленные в комментарии 1 сделки с акциями (долями в уставных фондах) либо реорганизация совершаются хозяйственным обществом (товариществом) и физическим (юридическим) лицом, когда такое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в том числе на основании соглашения, имеет более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества (товарищества). В таком случае для реорганизации или совершения сделки достаточно письменного уведомления антимонопольного органа произвольной формы, которое должно быть направлено не позднее месяца со дня совершения сделки (осуществления реорганизации).
  3. По общему правилу документы для получения согласия подаются в управление антимонопольной и ценовой политики областного (Минского городского) исполнительного комитета по месту нахождения лица, в отношении которого совершается сделка (п. 6 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о даче согласия на совершение сделок <…>, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.2009 № 188, далее — Инструкция № 188).
    Однако в ряде случаев документы следует представлять в Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. Это касается тех случаев, когда сделка (реорганизация) может повлечь возникновение или усиление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на республиканском товарном рынке, а именно:
    1. заявитель и лицо, в отношении которого осуществляется сделка, либо коммерческие организации, участвующие в реорганизации, осуществляют свою деятельность на одном и том же товарном рынке;
    2. заявитель и (или) лицо, в отношении которого осуществляется сделка, либо одно из лиц, участвующих в реорганизации, включено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке, либо в Государственный реестр субъектов естественных монополий (на республиканском уровне);
    3. доля заявителя и (или) лица, в отношении которого осуществляется сделка (лица, участвующего в реорганизации), на республиканском товарном рынке превышает 20 %.
  4. Перечень документов, представляемых для получения согласия антимонопольного органа, установлен гл. 2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень).
    Например, для получения согласия на реорганизацию в форме слияния или присоединения согласно п. 2.3 Единого перечняпредставляются:
    1. заявление с обоснованием целесообразности реорганизации;
    2. документы, подтверждающие решение учредителей, участников, собственника имущества о реорганизации (протокол общего собрания участников, решение собственника имущества);
    3. сведения о балансовой стоимости реорганизуемых коммерческих организаций на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления;
    4. сведения об объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) реорганизуемых коммерческих организаций по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации;
    5. сведения об основных видах деятельности, основных видах товаров (работ, услуг), объемах производства, поставки реорганизуемых организаций в натуральном и стоимостном выражении, их доле на соответствующем товарном рынке за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и отчетный период с начала года подачи заявления по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 188 (при расчете доли организации на товарном рынке следует руководствоваться п. 10 Инструкции о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 № 24);
    6. сведения о лицах, владеющих 20 % и более акций (долей в уставном фонде) реорганизуемых коммерческих организаций и их участников, а также о юридических лицах, 20 % и более акций (долей в уставном фонде) которых владеют или имеют право распоряжаться на любом основании указанные лица (для хозяйственных обществ) по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 188;
    7. сведения о лицах, входящих в одну группу лиц с каждой реорганизуемой коммерческой организацией, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу лиц, а также перечень основных видов товаров (работ, услуг), поставляемых этими лицами на рынок. При осуществлении лицами, входящими в одну группу лиц, деятельности на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, на котором осуществляют деятельность реорганизуемая(ые) коммерческая(ие) организация(и), представляются сведения об объемах производства и поставки этими лицами товаров (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, их доле на соответствующем товарном рынке за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и отчетный период с начала года подачи заявления;
    8. проект устава коммерческой организации, создаваемой в результате реорганизации в форме слияния, проект изменений и (или) изменений в устав реорганизуемой коммерческой организации в форме присоединения (при их наличии).
      Кроме того, заявитель вправе дополнительно направить в антимонопольный орган любые документы и (или) сведения, которые, по его мнению, являются важными для принятия административного решения, в том числе указанные в приложении 4 к Инструкции № 188.
  5. Срок рассмотрения документов антимонопольным органом составляет 30 дней. По результатам рассмотрения антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
    1. о согласии на реорганизацию (совершение сделки с акциями, долями уставных фондов юридических лиц). При этом в решении о согласии на реорганизацию (совершение сделки) должны быть изложены требования, направленные на обеспечение конкуренции, а также сроки их исполнения;
    2. об отказе в согласии на реорганизацию (совершение сделки с акциями, долями уставных фондов юридических лиц), если ее совершение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения юридического лица на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции;
    3. об отказе в принятии заявления в случае, если в течение 10 дней со дня подачи заявления заявителем не представлены необходимые документы и (или) сведения, без указания причин их непредставления.

Административное решение выдается заинтересованному лицу или направляется по почте не позднее 5 дней со дня принятия такого решения и действует в течение года.

Принятое антимонопольным органом решение может быть обжаловано в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».

9642 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме