Вы на портале

Алгоритм юридических действий по приватизации жилого помещения, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения

Согласно части первой п. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Республики Беларусь приватизация жилых помещений может осуществляться в том числе по решению органов управления организаций, в хозяйственном ведении которых находятся данные жилые помещения. Настоящий материал посвящен ситуациям, когда работник желает приватизировать жилое помещение, которое принадлежит его нанимателю на праве хозяйственного ведения и находится на балансе организации.

Обновлено
Дубовик Эвелина
Дубовик Эвелина

старший преподаватель БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

Рвачёва Светлана

юрисконсульт государственного предприятия «Белаэронавигация»

5267 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Перечень основных нормативных правовых актов:

В силу части третьей подп. 2.4 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» реализовать свое право на приватизацию жилья граждане Республики Беларусь (наниматели жилых помещений, совершеннолетние члены их семьи, а также иные граждане, за которыми сохраняется равное с нанимателями право владения и пользования этими жилыми помещениями) могут до 1 июля 2016 г.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 134 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) объектами приватизации жилых помещений являются жилые помещения государственного жилищного фонда. При этом следует иметь в виду, что не подлежат приватизации жилые помещения, указанные в ст. 135 ЖК. Из анализа данной нормы видно, что жилые помещения, находящиеся на балансе организации, которые отнесены к категории служебного или коммерческого жилья, приватизации не подлежат.

Пояснения к алгоритму

  1. Заявление о приватизации подписывается нанимателем жилого помещения, всеми совершеннолетними членами его семьи, а также иными гражданами, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, как участвующими, так и не участвующими в приватизации. При этом лица, не участвующие в приватизации, подписывают соответствующий отказ от своего участия в самом заявлении.
  2. Согласно п. 1.1.9 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, к заявлению о приватизации прилагаются:
    1. паспорта или иные документы, удостоверяющие личность нанимателя и совершеннолетних членов его семьи, а также других граждан, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования жилым помещением;
    2. письменное согласие отсутствующих граждан, за которыми сохраняется право владения и пользования жилым помещением, удостоверенное нотариально;
    3. свидетельства о рождении несовершеннолетних детей — для лиц, имеющих несовершеннолетних детей;
    4. документ, подтверждающий право на льготы, — для лиц, имеющих право на льготы;
    5. именные приватизационные чеки «Жилье» с выпиской из специального (чекового) счета — в случае их наличия.
  3. Формально законодательство не содержит конкретных оснований для отказа в приватизации. Вместе с тем на практике такие случаи имеют место. Отметим, что на основании п. 5 ст. 136 ЖК отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке.
  4. Решение о приватизации жилого помещения принимается в течение одного месяца со дня подачи заявления (часть третья п. 2 ст. 136 ЖК). Необходимо иметь в виду, что срок действия решения о приватизации — один год. И если за это время договор купли-продажи приватизируемого жилого помещения не будет нотариально заверен, то решение о приватизации утратит свою силу.
  5. Комиссия по оценке жилого помещения определяет оценочную стоимость жилого помещения, которая регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421 «Об утверждении Положения об определении стоимости объектов приватизации». После составления акта оценки жилого помещения с ним необходимо ознакомить работника.
  6. Для согласования приватизации собственнику имущества представляются следующие документы:
    1. обоснование необходимости отчуждения жилого помещения на  условиях приватизации;
    2. копия заявления работника о приватизации;
    3. выписка из протокола совместного заседания профбюро и администрации;
    4. копия договора найма жилого помещения;
    5. справка-описание имущества;
    6. справки о занимаемом жилом помещении и составе семьи;
    7. выписка из лицевого счета (запрашивается у нанимателя; ее выдает расчетно-справочный центр, на обслуживании которого находится жилой дом);
    8. копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации и технического паспорта на жилое помещение;
    9. копия свидетельства на землю (в случае отчуждения жилого дома);
    10. копия инвентарной карточки учета объекта основных средств;
    11. копия акта оценки;
    12. другие необходимые документы.
  7. Для получения согласия органов опеки и попечительства наниматель обращается в местный исполнительный распорядительный орган с письменным заявлением.
    Примерный перечень документов, необходимых для получения разрешения органов опеки и попечительства:
    1. решение либо выписка из решения о приватизации жилого помещения органа управления организации, в хозяйственном ведении которой находится жилое помещение;
    2. копия договора найма;
    3. справки о занимаемом жилом помещении и составе семьи, выписка из лицевого счета;
    4. копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
    5. копия паспорта заявителя;
    6. копия регистрационного свидетельства (удостоверения) и технического паспорта на жилое помещение;
    7. выписка из ЕГР на жилое помещение (при необходимости).
  8. В силу положений п. 39Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63, в описываемой ситуации для удостоверения договора купли-продажи приватизируемого жилого помещения нотариусу предоставляются следующие документы:
    1. решение либо выписка из решения о приватизации жилого помещения органа управления организации, в хозяйственном ведении которой находится жилое помещение;
    2. согласие на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи нанимателя, а также иных граждан, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением. Согласие истребуется у лиц, участвующих в приватизации, в случае, когда они не являются стороной по договору;
    3. сведения о совершеннолетних членах семьи нанимателя, которые могут быть подтверждены:
      1. справкой о месте жительства и составе семьи;
      2. копией лицевого счета, выданной организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги;
      3. иными документами;
    4. акт оценки стоимости приватизируемого жилого помещения в случаях и порядке, установленных законодательством;
    5. согласие (разрешение) органов опеки и попечительства в случаях, установленных законодательными актами;
    6. квитанция об оплате стоимости приобретаемого в собственность жилого помещения для обозрения и соответствующей отметки в договоре купли-продажи приватизируемого жилого помещения.
  9. Сделка с недвижимым имуществом, подлежащая государственной регистрации, считается заключенной с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).
    В соответствии с указанными положениями после заключения договора покупатель приватизируемого жилого помещения должен совершить следующие действия:
    1. обратиться в РУП «Минское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» для регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на жилое помещение;
    2. получить свидетельство о государственной регистрации на свое имя, предоставить копию продавцу;
    3. заключить договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг в расчетно-справочном центре.
5267 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме