Перечень основных нормативных правовых актов:
- ТКП 5.2.26-2014 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза»;
- ТКП 5.1.02-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения»;
- Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденное решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон № 269-З) сертификат соответствия представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Перечни продукции, подлежащей сертификации, предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза (далее — ТР ТС), Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 (после вступления в силу ТР ТС на соответствующую продукцию данная продукция исключается из указанного перечня), а также Перечнем продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60.
Пояснения к алгоритму:
- Виды продукции, на которые требуется получать сертификат соответствия требованиям ТР ТС, предусмотрены соответствующими техническими регламентами. С перечнем действующих ТР ТС можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии: http://bit.ly/1DvYtD8 (короткая ссылка).
Помимо выяснения, отнесена ли та или иная продукция к объектам, подлежащим оценке соответствия, важно также определить субъекта, уполномоченного на подачу заявки о проведении работ по сертификации. Так, согласно п. 4.3 ТКП 5.2.26-2014 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза» (далее — ТКП 5.2.26-2014) состав заявителей на подтверждение соответствия устанавливается в техническом регламенте. Например, при сертификации продукции легкой промышленности в качестве заявителя могут выступать как изготовитель (уполномоченное им лицо), так и продавец (поставщик) (п. 4.3 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»). - Заявитель по своему желанию вправе получить сертификат соответствия на продукцию и в том случае, если такая продукция не подлежит обязательной сертификации. При этом добровольная сертификация осуществляется только в рамках национальной системы подтверждения соответствия. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при сертификации (ст. 30 Закона № 269-З).
Поскольку данный алгоритм отражает порядок действий при получении сертификата соответствия продукции требованиям ТР ТС, процедура сертификации в рамках национальной системы рассматриваться не будет. - Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011
№ 621 (далее — Положение № 621), предусмотрено 9 схем сертификации продукции:
- 1с, 2с — для продукции, выпускаемой серийно;
- 3с — для партии продукции;
- 4с — для единичного изделия;
- 5с, 6с — для продукции, выпускаемой серийно, если в полной мере невозможно или затруднительно подтвердить соответствие требованиям при испытаниях готового изделия;
- 7с, 8с — для сложной продукции, предназначенной для постановки на серийное и массовое производство, а также в случае планирования выпуска большого числа модификаций продукции;
- 9с — для партии продукции ограниченного объема, поставляемой иностранным изготовителем, или для сложной продукции, предназначенной для оснащения предприятий на территории Таможенного союза.
- Перечень документов, необходимых для сертификации, установлен ТКП 5.1.02-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения» (далее — ТКП 5.1.02-2012) (согласно п. 4.6 ТКП 5.2.26-2014 при осуществлении процедур сертификации соответствия продукции требованиям ТР ТС в Республике Беларусь может применяться ТКП 5.1.02-2012), а также предусматривается в конкретном техническом регламенте, на соответствие требованиям которого испрашивается сертификат. Согласно п. 9 Положения № 621состав технической документации, подтверждающей соответствие продукции требованиям технического регламента, может включать:
- технические условия/описания (при наличии);
- эксплуатационные документы (при наличии);
- перечень взаимосвязанных с техническим регламентом стандартов, требованиям которых соответствует данная продукция (при их применении изготовителем);
- описание принятых технических решений, подтверждающих выполнение требований технического регламента, если взаимосвязанные с техническим регламентом стандарты отсутствуют или не применялись;
- протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других испытаний, проведенных заявителем и/или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), подтверждающие соответствие продукции требованиям технического регламента;
- документы, подтверждающие безопасность продукции в соответствии с законодательными актами Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза;
- сертификаты соответствия на системы менеджмента;
- сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия или составные части изделия;
- другие документы, подтверждающие безопасность продукции.
Форма заявки на проведение работ по сертификации установлена в приложении В к ТКП 5.1.02-2012.
- Сертификация проводится аккредитованными органами по сертификации (в рамках области аккредитации), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (п. 4.4 ТКП 5.2.26-2014). Информацию об органах по сертификации, включенных в указанный реестр, можно найти на сайте Евразийской экономической комиссии: http://bit.ly/1bCYa2F (короткая ссылка).
- Согласно п. 5.4.5 ТКП 5.1.02-2012 по результатам анализа представленных документов орган по сертификации направляет заявителю решение по сертификации продукции, которое должно содержать все основные условия сертификации продукции, в том числе: схему сертификации, указания по отбору образцов продукции, включая решение о выборе типового представителя с обоснованием выбора (при необходимости), обозначения ТНПА с указанием при необходимости пунктов, на соответствие которым проводится сертификация, наименование аккредитованной испытательной лаборатории (центра), наименование органа по сертификации, проводящего анализ состояния производства (если предусмотрено схемой сертификации), наименование исполнителя исследования проекта продукции или исследования типа продукции (если предусмотрено схемой сертификации), условия оплаты работ по сертификации.
Работы по сертификации продукции выполняются на основании договора на проведение работ по сертификации продукции, который в обязательном порядке должен содержать сроки выполнения работ органом по сертификации и условия оплаты работ. - Если схемой сертификации установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся на образцах или типовых представителях продукции. Последние выбираются в случае большой номенклатуры однотипной продукции, соответствующей одному (одним) ТНПА и изготавливаемой по единой технологии.
Отбор образцов производится в соответствии с ТНПА на продукцию и ТНПА, устанавливающими методы отбора и испытаний, в присутствии заявителя с оформлением акта отбора образцов продукции.
Одновременно с отбором образцов проводится идентификация продукции, результаты которой отражаются в акте отбора образцов и (или) в акте идентификации.
Важно!
При отборе образцов и идентификации продукции проверяются также условия хранения продукции. При несоблюдении условий хранения заявителю сообщается о прекращении дальнейших работ по сертификации продукции.
- Испытания продукции проводятся на основании договоров на проведение испытаний. Оплата работ по проведению испытаний осуществляется заявителем или органом по сертификации на основе договора на проведение испытаний с аккредитованной испытательной лабораторией (п. 4.15 ТКП 5.1.02-2012). Доставку образцов продукции в аккредитованную испытательную лабораторию осуществляет заявитель или орган по сертификации в зависимости от условий договора на проведение работ по сертификации.
- Возможность возобновления работ по сертификации и их объем в каждом конкретном случае определяются органом по сертификации.
- Конкретный перечень действий, осуществляемых органом по сертификации, результаты которых используются для принятия решения о соответствии или несоответствии продукции установленным требованиям, зависит от схемы сертификации. Например, при сертификации продукции по схеме 1с проводится анализ состояния производства, по схеме 6с — исследование проекта продукции, по схеме 5с — и исследование проекта продукции, и анализ состояния производства, по схеме 3с — названные исследования не проводятся.
- Срок выдачи сертификата соответствия — не более 10 дней. Форма сертификата соответствия требованиям ТР ТС и правила его оформления утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293.
- Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на указанной территории (п. 2 Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711).
- При отрицательных результатах сертификации продукции помимо направления заявителю решения с указанием причин отказа в выдаче сертификата соответствия орган по сертификации уведомляет о своем решении контролирующие (надзорные) органы.
Справочно.
При возникновении спорных вопросов по результатам сертификации продукции заявитель может обжаловать действия (бездействие) органа по сертификации в Национальном органе по оценке соответствия — Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь, органе по аккредитации, а в случае несогласия с их решением — в суде.