Вы на портале

Запреты и ограничения в торговле между Россией и Беларусью

Российская Федерация является крупнейшим внешнеторговым партнером нашей страны. Согласно статистическим данным Государственного таможенного комитета Республики Беларусь за январь – август 2014 г. доля Российской Федерации в общем товарообороте составила почти 48,5 %, что в денежном выражении превышает 10 млрд долл. США. В связи с созданием Таможенного союза РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, развитием Евразийского экономического пространства количество барьеров в торговле между странами должно снижаться. Однако в торговых отношениях между РФ и Республикой Беларусь продолжают существовать некоторые запреты и ограничения.
Обновлено
Калинин Александр
Калинин Александр

юридический менеджер управляющей компании «Ретал Индастриз Лимитед» (Республика Кипр)

3924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Таможенный союз (далее — ТС) предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом имеются единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Помимо унификации пошлин и других мер тарифного регулирования в рамках Евразийского экономического сообщества и ТС ведется работа по установлению единых требований в области безопасности и качества продукции. Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что никаких запретов или ограничений для белорусских производителей в поставках товаров в Российскую Федерацию (далее — РФ) сейчас нет либо они несущественны. Однако на практике импортеры все-таки сталкиваются с рядом проблем, которые, по сути, вынесены за рамки законодательства ТС и Евразийского экономического сообщества, а также иных международных соглашений, находятся в сфере национального законодательства каждой из стран-участниц и являются прерогативой их правительств.

Причины запретов на ввоз продукции

  Производители и поставщики товара, страной происхождения которого является Республика Беларусь, при поставках на российский рынок наиболее часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие необходимой документации на весь товар (сертификат или декларация соответствия, иные документы, которые должны сопровождать товар при продаже);
  • выявление несоответствия товара требованиям по безопасности или иным установленным нормативным критериям;
  • проблемы с качеством поставляемой партии (партий) продукции в силу каких-либо причин, выявленных в ходе масштабных проверок;
  • наличие угрозы жизни, здоровью, безопасности, распространения болезней и т.д. в связи с поставками товара и, как следствие, временное ограничение ввоза.

Применительно к последней проблеме отметим, что федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Россельхознадзор) в рамках своих полномочий при наличии угрозы жизни, здоровью, безопасности в связи с распространением болезней людей, растений, животных вправе осуществлять соответствующие контрольно-распорядительные функции.

Россельхознадзор вправе принимать решения о запрете на ввоз в связи с информацией о заражении, распространении эпидемий и тому подобных болезней растений и животных. Такие решения принимаются при наличии обоснованных подозрений, отсутствии необходимых документов, проведении расследований. Причем оспорить подобный отказ/запрет на практике крайне сложно.

Подтверждение безопасности продукции

  Основа правового регулирования вопросов, связанных с подтверждением безопасности и качества продукции, была положена с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон РФ № 184-ФЗ). В Беларуси аналогичные нормы содержатся в Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, ратифицированном Законом Республики Беларусь от 09.07.2008 № 387-З, и в Законе Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».

Требования к безопасности продукции и порядку ее подтверждения устанавливаются соответствующими техническими нормативными правовыми актами. В связи с развитием базы технических регламентов в рамках ТС появился ряд документов, общих для стран-участниц, список которых опубликован в том числе на сайте Евразийской экономической комиссии (eurasiancommission.org/ru). Таким образом, сейчас важнейшими практическими документами являются технические регламенты ТС, которые призваны заменить национальные стандарты.

Некоторые национальные стандарты РФ, со списком которых можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (gost.ru), еще действуют, однако в перспективе они также будут заменены на наднациональные.

Любая продукция, поставляемая в РФ из Республики Беларусь, должна соответствовать требованиям утвержденных регламентов (или национальных стандартов), поэтому экспортеру следует тщательно с ними ознакомиться. На практике достаточно много ситуаций, когда российские партнеры белорусских компаний привлекались к административной ответственности в связи с несоответствием продукции стандартам и нормативной документации, отсутствием информации. Впоследствии эти акты оспаривались в российских судах, например решение Арбитражного суда Московской области по делу № А41-57732/13 от 21.02.2014. Хотя в большинстве случаев вопросы были не к безопасности или качеству, а к маркировке или информации о продукте, его производителе и т.д.

На территории РФ Правительство осуществляет контроль безопасности продукции, произведенной как в РФ, так и за ее пределами, используя механизм подтверждения соответствия (сертификация и декларирование). Декларация и сертификат соответствия подтверждают безопасность продукции в рамках требований нормативно-технической документации. Качество продукции, в свою очередь, формально не удостоверяется этими документами и при необходимости подлежит дополнительной проверке. В целом в РФ контроль качества, как и надзор за качеством продукции, не является функцией государства.

В настоящее время существуют две формы подтверждения соответствия: обязательное подтверждение соответствия (обязательная сертификация и декларирование соответствия) и добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация).

Данные документы выдаются по результатам аккредитации (подтверждения соответствия). Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

Особенность оформления декларации в том, что ее может получить только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — производитель, продавец или импортер продукции, зарегистрированный на территории РФ (ст. 24 Закона РФ № 184-ФЗ). Таким образом, белорусскому предприятию для оформления данной декларации потребуется российский партнер — покупатель или дистрибьютор.

При сертификации действует такое же правило, но сертификат может быть получен не только в России (через российского заявителя), но и в Беларуси, поскольку результаты сертификации, проведенной в национальной системе одного государства — члена ТС, признаются в других государствах — членах ТС, при условии что лаборатория аккредитована в соответствии с требованиями ТС. При этом по своему статусу декларация и сертификат равнозначны (ст. 23 Закона РФ № 184-ФЗ). 

В целях быстрого получения информации о необходимости проведения процедуры подтверждения соответствия той или иной продукции разработан консолидированный информационный реестр. В данном документе учтены положения технических регламентов, в том числе технических регламентов ТС и др. Любое лицо может зайти на сайт Федеральной службы по аккредитации РФ (fsa.gov.ru) и ознакомиться с реестром деклараций и сертификатов соответствия. В Республике Беларусь практически такой же реестр находится в ведении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Порядок оспаривания запретов и предписаний

Существует возможность оспаривания соответствующих решений об ограничении или запрете ввоза. Предписания Россельхознадзора, как и других органов контроля или надзора, являются ненормативными правовыми актами, порядок их обжалования установлен Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ. Иностранные организации, в том числе белорусские фирмы, пользуются равными правами на доступ к правосудию наравне с российскими юридическими лицами.

По общему правилу предписание (запрет) обжалуется, если для заявителя созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности, на него незаконно возложена обязанность либо предписание не соответствует какому-то нормативному правовому акту. При установлении дополнительных запретов и требований к продукции для белорусских субъектов хозяйствования также эффективным является обращение в Федеральную антимонопольную службу РФ. В полномочия последней входит устранение не предусмотренных законодательством административных барьеров.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс построения интегрированной системы аккредитации вскоре получит «новое дыхание» в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором значительная часть посвящена интересующим нас вопросам. Особую роль в свете данной статьи будут играть Протокол о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия (приложение 11 к Договору), в котором описываются основные принципы в этой сфере, и Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение 12).

3924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме