Вы на портале

Алгоритм защиты логотипа от недобросовестных конкурентов

Логотип специально разрабатывается и используется организациями и индивидуальными предпринимателями как для индивидуализации товаров и услуг, так и для привлечения клиентов. Если предприниматель или компания активно продвигают свои товары или услуги на рынке, приобретают популярность среди потребителей, однажды они могут столкнуться с ситуацией, когда их логотип недобросовестно используется третьим лицом с целью воспользоваться чужой репутацией. Попытка копировать то, что уже пользуется спросом, — распространенное явление.

Рассмотрим пошаговый алгоритм защиты логотипа от недобросовестных конкурентов.

Соколовская Вероника
Соколовская Вероника

Руководитель юридического департамента ООО «СМ Технолоджис»

8169 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Шаг 1. Проверяем, имеется ли регистрация спорного обозначения в качестве товарного знака

Поиск зарегистрированных товарных знаков можно произвести по национальной (короткая ссылка — bit.ly/2IoHPny) и международной (короткая ссылка — bit.ly/35hSr0o) базе данных товарных знаков, которые находятся в свободном доступе.

Рекомендация.
Рекомендуем также воспользоваться платной услугой НЦИС по информационному поиску, которая помимо зарегистрированных товарных знаков поможет выявить и недавно поданные заявки.

Шаг 2. Инициируем привлечение конкурента к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» использование чужого логотипа в своей рекламе без разрешения недопустимо. Нарушение законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП. Пострадавшая сторона вправе обратиться в компетентный орган с заявлением, содержащим требование о привлечении к ответственности и наложении штрафа.

Справочно.
Нарушение законодательства о рекламе является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 12.15 КоАП.
На нарушителя — физическое лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, на юридическое лицо — от 20 до 50 базовых величин.

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.15 КоАП, являются должностные лица:

• областных (Мингорисполкома), районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

• органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ).

Исходя из подп. 1.6 п. 1 постановления МАРТ от 25.09.2018 № 76 полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.15 КоАП, наделены:

• начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой;

• заместитель начальника управления — начальник отдела, заместитель начальника отдела, консультант отдела по защите прав потребителей управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой;

• начальник, консультант сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой.

В силу ст. 3.2 ПИКоАП дела по ч. 1 ст. 12.15 КоАП рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Шаг 3. Инициируем привлечение конкурента к административной ответственности за нарушение авторского права

Если логотип обладает всеми признаками объекта авторского права, что может подтверждаться в том числе заключенным договором с дизайнером, то имеются основания для привлечения конкурента к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.21 КоАП в связи с незаконным использованием объектов авторского права.

Пострадавшая сторона вправе обратиться в компетентный орган с заявлением, содержащим требование о привлечении к ответственности с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации и наложении штрафа.

Справочно.
За незаконное использование объектов авторского права может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 100 базовых величин, на юридическое лицо — от 100 до 300 базовых величин.

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.21 КоАП, являются должностные лица:

— органов внутренних дел;

— органов Комитета государственного контроля (далее — КГК);

— таможенных органов;

— органов, обеспечивающих охрану объектов интеллектуальной собственности.

Шаг 4. Инициируем привлечение конкурента к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Если конкурент приобрел исключительные права на принадлежащее вам обозначение путем регистрации товарного знака на свое имя, имеются основания для подачи заявления в МАРТ в соответствии с абз. 2 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон о конкуренции).

Действия конкурента могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции комиссией МАРТ (далее — Комиссия).

Справочно.
При рассмотрении заявления комиссия МАРТ устанавливает:
— наличие конкурентных отношений между заявителем и конкурентом;
— направленность действий конкурента на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
— противоречие действий конкурента Закону о конкуренции, а также требованиям добросовестности и разумности;
— возможность причинения заявителю убытков либо нанесения вреда деловой репутации действиями конкурента (п. 6 приказа МАРТ от 18.09.2017 № 154 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции»).

Решение Комиссии является основанием для привлечения конкурента к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию по ст. 11.26 КоАП.

Согласно пп. 16, 21, 64 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 11.26 КоАП, являются должностные лица:

— органов КГК;

— таможенных органов;

— органов МАРТ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 ПИКоАП административный процесс по делам о недобросовестной конкуренции начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Справочно.
Нарушение ст. 11.26 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 100 до 200 базовых величин, а минимальный штраф, налагаемый на юридическое лицо, составляет 400 базовых величин.

Заявление с требованием о привлечении нарушителя к административной ответственности может быть направлено в МАРТ как одновременно с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, так и отдельно.

В случае заявления отдельного требования о привлечении к административной ответственности после принятия МАРТ решения об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства необходимо учитывать сроки наложения административного взыскания (6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня вынесения МАРТ решения об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства) (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Шаг 5. Обращаемся в Апелляционный совет при НЦИС с возражением против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку

Основанием обращения являются нормы подп. 1.3 п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее — Закон о товарных знаках). Возражение подается в 3 экземплярах и должно относиться к одному товарному знаку.

Возражение должно содержать сведения о спорном товарном знаке, описание фактической ситуации, а также ссылку на решение МАРТ и (или) Верховного Суда. В просительной части следует указать: «На основании изложенного и в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 25 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» просим признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку №____ в связи с признанием связанных с регистрацией действий владельца товарного знака недобросовестной конкуренцией в отношении товаров _____ класса МКТУ».

Справочно.
Возражение можно подавать самостоятельно или через представителя (например, адвоката, патентного поверенного), приложив следующие документы:
• документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу возражения в сумме 29 базовых величин (подп. 8.7 п. 8 приложения 23 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);
• доверенность при подаче возражения через представителя.

При оформлении доверенности на представительство интересов доверителя в Апелляционном совете рекомендуется указывать конкретные полномочия, необходимые для этой цели (например, на подписание, подачу, изменение, отзыв возражения, на участие в рассмотрении возражения, включая полномочия на выступление на заседании коллегии Апелляционного совета, и т.д.).

Апелляционным советом не принимаются к рассмотрению возражения, не соответствующие требованиям, установленным законодательством, в частности Положением о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения апелляционным советом при патентном органе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2020 № 499 (далее — Положение). При этом патентная пошлина за подачу жалобы, возражения, заявления не возвращается. После устранения недостатков, явившихся причиной непринятия к рассмотрению возражения, оно может быть подано вновь при условии уплаты патентной пошлины.

Возражения рассматриваются Апелляционным советом в течение 6 месяцев с даты их поступления в НЦИС (п. 32 Положения).

В процессе рассмотрения возражения могут принимать участие:

• лицо, подавшее возражение;

• владелец оспариваемой регистрации товарного знака;

• представители сторон.

Неявка любого из участников рассмотрения возражения, надлежаще уведомленных о дате и месте проведения заседания, не является препятствием к их рассмотрению (глава 6 Положения).

Справочно.
Лицо, подавшее возражение, или его представитель, уведомленные надлежащим образом о принятии возражения к рассмотрению, могут отозвать поданное возражение до оглашения резолютивной части решения Апелляционного совета. При этом патентная пошлина за подачу возврату не подлежит.

Следует обратить внимание на то, что в случае прекращения производства по возражению повторное обращение в Апелляционный совет по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (п. 53 Положения).

Апелляционный совет подготавливает решение по возражению, содержащее мотивировочную часть, в течение двух месяцев с даты его принятия по возражению и направляет его копию участникам рассмотрения возражения (п. 56 Положения). Решение Апелляционного совета, принятое по результатам рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку, может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение 6 месяцев с даты его получения (ст. 11 Закона о товарных знаках).

Шаг 6. После признания регистрации товарного знака конкурента недействительной регистрируем логотип в качестве товарного знака

Зарегистрировав товарный знак, запрещаем другим лицам применять это обозначение (либо схожее с ним до степени смешения).

8169 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме