В настоящем материале мы рассмотрим пример заполнения анкеты-опросника для подготовки договора перевозки грузов автомобильным транспортом. В опроснике не учтена специфика международных перевозок, а также особенности перевозки отдельных видов грузов и т.д., поэтому в определенных случаях целесообразно вырабатывать свой вариант договорных условий на основе предложенной методики.
До недавнего времени контролирующие органы придерживались мнения, что перевозка товаров, доставленных авиатранспортом, от склада временного хранения (РУП «Национальный аэропорт Минск-2») до места назначения (собственные склады) требует оформления внутриреспубликанской накладной ТТН-1. При этом имеющиеся документы на груз (инвойс, таможенная декларация), а также авиагрузовая накладная (Air Waybill — AWB) не принимаются в качестве надлежащих документов доставки груза до склада. При отсутствии в данном случае ТТН-1 таможенные и налоговые органы составляли протоколы по части четвертой ст. 12.17 КоАП (штраф до 50 базовых величин с возможной конфискацией товаров).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2015 № 195, вступившим в силу с 25 марта 2015 г., было однозначно установлено, что в данном случае груз может быть доставлен до конечного пункта назначения по авианакладной без дополнительного оформления ТТН-1. Таким образом, если постановление суда по делу об административном правонарушении не исполнено полностью, то дело должно быть прекращено ввиду устранения противоправности деяния.
Однако существует мнение, что постановление № 195 лишь подтвердило указанную возможность, которая ранее вытекала из норм иных нормативных правовых актов, в частности из содержания Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929). Данный документ позволяет рассматривать перевозку, выполняемую на основании авиационной накладной (Air Waybill), как комбинированную (смешанную) перевозку по единому воздушно-перевозочному документу. Эта позиция может использоваться при оспаривании уже исполненных постановлений суда о привлечении к административной ответственности в данной части (см.: Малиновский Е. Перевозка груза от аэропорта до склада получателя // Юрист. — 2015. — № 4. — С. 40–43).
по теме