Автомобильные грузоперевозки: перераспределение ответственности сторон и не только

Внесение изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила), обусловлено приведением их в соответствие с Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон), направлено на совершенствование правового регулирования деятельности автомобильных перевозчиков грузов, в том числе с учетом реализации инициативных предложений бизнеса, и основано на опыте правоприменительной практики. Проанализируем наиболее значимые нововведения.

Обновлено
Маковская Светлана

начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации «БАМАП»

4241 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 № 187 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970»

Дата вступления в силу: 15.03.2018


Как изменились требования к водителям, осуществляющим международные перевозки грузов?

Изменены требования к водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов:

  • отменено требование о двухлетнем стаже работы на транспортных средствах соответствующей категории;
  • конкретизированы нормы, касающиеся порядка подтверждения профессиональной компетентности водителей. Водители, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов, должны иметь свидетельство установленной формы и подтверждать свою профессиональную компетентность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. В ближайшее время порядок подтверждения профессиональной компетентности водителей будет определен в соответствующем решении Правительства.

Как скорректированы критерии для перевозчиков?

Все о договоре поставки

Претерпели изменения требования к автомобильным перевозчикам, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов. Так, установлены критерии и порядок подтверждения деловой репутации, финансового состояния автомобильного перевозчика в целях реализации положений Закона и Хартии качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ, принятой 28.05.2015 на саммите Международного транспортного форума министрами транспорта, в том числе и Республики Беларусь.

Деловая репутация международного автомобильного перевозчика теперь оценивается по двум критериям:

  1. Отсутствие у руководителя организации, индивидуального предпринимателя или штатного работника, назначенного ответственным за организацию и выполнение перевозок, неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, за нарушения правил охраны труда (подтверждается справкой, выдаваемой органами МВД в соответствии с Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909);
  2. Отсутствие решений о приостановлении или прекращении действия лицензии в отношении автомобильного перевозчика в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации (проверяется по базе данных Транспортной инспекции).

Финансовое состояние автомобильного перевозчика — юридического лица оценивается по наличию у него имущества, стоимость которого эквивалентна сумме не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее, и подтверждается бухгалтерским балансом организации.

Справочно.
Критериям финансового состояния должны будут соответствовать все автомобильные перевозчики, выполняющие международные автомобильные перевозки, независимо от необходимости получения разрешений ЕКМТ, а перевозчики, претендующие на получение разрешений ЕКМТ, должны будут дополнительно подтверждать соответствие их критериям деловой репутации.

Индивидуальный предприниматель должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты)) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Нацбанком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Нацбанком) на каждое последующее.

В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества индивидуального предпринимателя согласно подтверждающим документам автомобильный перевозчик может дополнительно представлять гарантию банка.

Следует также отметить, что, поскольку деятельность по выполнению внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 не подлежит лицензированию, из п. 335 Правил исключена правовая норма, регламентирующая требования к финансовому состоянию автомобильного перевозчика, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов.

Справочно.
Как и ранее, автомобильный перевозчик должен:
— иметь штатного специалиста (специалистов), ответственного за организацию и выполнение автоперевозок грузов, за водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным Правилами и иными актами законодательства;
— отвечать критериям финансового состояния;
— привлекать к выполнению международных автоперевозок грузов водителей, имеющих соответствующую подготовку.

Разрешение на проезд получаем по-новому?

Установлен перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, сроки их действия и выдачи.

В связи с принятием изменений в Закон к компетенции Совета Министров отнесено установление перечня документов (сведений), представляемых перевозчиком для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств, в том числе разрешений ЕКМТ, сроков их действия и выдачи. В этой связи Правила дополнены гл. 381, определяющей данный перечень документов при выдаче разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства и разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств. В данной главе Правил также определено, что порядок распределения, выдачи и использования таких разрешений устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций.

Какие документы необходимо иметь на борту?

Скорректирован перечень документов, которые должны находиться на борту транспортного средства.

Требование о наличии первого экземпляра товарной накладной (форма ТН-2), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, теперь распространяется только на автомобильные перевозки грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства — члены Евразийского экономического союза (ранее — в любое государство за пределами Республики Беларусь). Требование о наличии данного документа сохранено при перевозках на тех направлениях, где он объективно необходим. Это связано с реализацией положений Договора о Евразийском экономическом союзе (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением 18 к Договору).

Из перечня грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан предоставлять автомобильному перевозчику, исключены также сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров) и санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при перевозке скоропортящихся продуктов).

Также хотелось бы отметить, что в Правилах остались ссылки на путевой лист как транспортный документ, который должен находиться на борту транспортного средства и в который вносятся определенные отметки. Вместе с тем в соответствии с абз. 2 подп. 4.5 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет), вступившего в силу с 26 февраля 2018 г., субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов.

Справочно.
Норма Декрета об отмене использования путевого листа является императивной и имеет бо́льшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам. Соответственно, контролирующие органы не вправе требовать предъявления путевого листа у перевозчиков.

Однако на предприятии необходимо вести учет топлива, контроль водителя и т.д. Соответственно, если субъекту хозяйствования удобна такая форма документа, ее можно применять для внутреннего использования. При этом организация вправе разработать и другую форму для учета расхода топлива, пробега автомобиля и других необходимых показателей.

Обязанности и ответственность сторон: что важно?

Установлена обязанность грузоотправителя указывать массу груза и загружать транспортное средство с учетом весогабаритных параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» (далее — Указ № 613). Также предусмотрена ответственность грузоотправителя за правильность сведений (в том числе о массе груза), указанных им в грузосопроводительных и транспортных документах.

В целях реализации положений ст. 44 Закона в части, касающейся обязанности перевозчика проверять наличие транспортных документов, внешнее состояние груза, его количество и упаковку, а также ст. 56 Закона, согласно которой грузоотправитель несет ответственность за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью и т.п. сведений, указанных в транспортных документах, или их отсутствием, внесены соответствующие изменения в п. 31, ч. 1 п. 71 Правил.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными в п. 31 Правил, грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием, и несет ответственность перед автомобильным перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза.

Справочно.
Ранее контроль за загрузкой транспортного средства в соответствии с требованиями Указа № 613 был возложен на перевозчика.

Со вступлением в силу изменений в Правила распределение обязанностей между грузоотправителем и перевозчиком в этой части изменено: грузоотправитель производит загрузку транспортного средства, указывает массу груза в грузосопроводительных и транспортных документах (ТТН-1, CMR) и несет ответственность перед перевозчиком за эти действия. Перевозчик, в свою очередь, обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика обязан устранить нарушения укладки и крепления груза.

Каковы новые требования в отношении перевозки скоропортящихся товаров?

Внесен ряд изменений в порядок организации и выполнения перевозки скоропортящихся грузов. Из Правил исключены устаревшие нормы относительно требований к перевозке скоропортящихся грузов. С момента вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 № 187 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970» нет необходимости указывать в сопроводительных документах (сертификат качества, товарно-транспортная накладная) фактический срок изготовления продуктов. Кроме того, исключено приложение 10 Правил, в котором были отражены температурные режимы перевозимых пищевых продуктов при междугородных перевозках.

Данные изменения полностью соответствуют нормам, изложенным в Декрете, которым установлены исчерпывающие требования к транспортировке пищевой продукции (п. 58 Общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом).

Правила дополнены положением в п. 1721 о том, что пригодность грузового транспортного средства для автомобильных перевозок скоропортящихся грузов по требованию грузоотправителя может подтверждаться наличием свидетельства о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), от 01.09.1970.

Как изменились нормы простоя?

Норма времени простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автомобильных перевозок грузов сокращена с 12 до 8 часов.

4241 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме