Вы на портале

Белорусская организация как поверенный иностранной организации

Иностранные организации при ведении бизнеса периодически пользуются посредническими услугами белорусских организаций. Формы посредничества разнообразны и отличаются как целями посредничества, так и тем, от чьего имени действует белорусская организация во взаимоотношениях с третьими лицами: от своего или от имени иностранной организации. 

Какой договор нужно заключить с белорусским посредником, если он вступает в отношения с третьими лицами от имени иностранной организации? Считается ли договор, заключенный таким посредником с другой белорусской организацией, внешнеторговым договором? И может ли посредник принимать оплату по такому договору, чтобы впоследствии передать деньги поверенному?

Кравченко Егор
Кравченко Егор

Старший юрист ООО «Лигалтакс», LLM 

5207 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Когда белорусская организация выступает в качестве поверенного иностранной организации?

Посредничество, при котором белорусская организация вступает в отношения с третьими лицами от имени иностранной организации для содействия в установлении партнерских отношений и заключении сделок, может оформляться договором поручения или агентским договором.

Договор поручения

Договор поручения является классической формой прямого представительства. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 861 ГК).

Справочно.
Заключенная белорусским поверенным сделка порождает такие же юридические последствия, как если бы указанную сделку заключила иностранная компания — доверитель.

Таким образом, поверенный не приобретает прав и не становится обязанным по сделке, совершенной им от имени и в интересах иностранной организации. 

Следует помнить, что договор поручения опосредует лишь внутренние отношения между поверенным и доверителем. Поэтому доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридически значимых действий (п. 1 ст. 865 ГК).

Справочно.
Доверенность подтверждает полномочия белорусского поверенного действовать в отношениях с третьими лицами от имени иностранного доверителя.

Важная особенность договора поручения состоит в том, что его предметом являются исключительно юридические действия, то есть действия, которые направлены на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей (например, совершение сделок). Основная задача поверенного — исполнить поручение доверителя в соответствии с полученными указаниями.

Осуществление фактических действий предметом договора поручения не охватывается, однако они могут выполнять вспомогательную роль при исполнении поручения. Если фактические действия имеют самостоятельное значение, договор будет носить смешанный характер (п. 2 ст. 391 ГК).

Агентский договор

Агентский договор не поименован в гражданском законодательстве. Однако отсутствие правового регулирования не означает недопустимость его использования белорусскими субъектами хозяйствования, так как в силу подп. 1 ч. 2 п. 1 ст. 7 ГК права и обязанности у сторон могут также возникать из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему.

Справочно.
Агентский договор может опосредовать услуги, которые составляют как предмет договора комиссии (модель договора комиссии), так и предмет договора поручения (модель договора поручения).

В российском законодательстве агентским называется договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Преимущество агентского договора в том, что в его предмет входят не только юридические, но и иные действия (при этом действия фактического характера так или иначе направлены на совершение юридических действий). 

Справочно.
Расширенный предмет агентского договора делает его более привлекательным для выстраивания длящихся партнерских отношений принципала с агентом — обязанности агента не сводятся к совершению лишь юридических действий.

Если в основе агентского договора лежит договор поручения, права и обязанности по совершаемым агентом действиям будут возникать непосредственно у принципала. При этом для представления интересов последнего в отношениях с третьими лицами требуется выдача доверенности.

Статус посреднического договора, заключенного между белорусским поверенным (агентом) и иностранной организацией

Основным нормативным актом, регулирующим проведение внешнеторговых операций, является Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178).

Для целей Указа № 178 внешнеторговый договор — это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).

Договор поручения хотя и является самостоятельным в системе гражданского законодательства, но опосредует особый вид услуг — совершение юридических действий. По заключенному с иностранной организацией договору поручения (агентскому договору) белорусская организация — поверенный (агент) является экспортером услуг.

В силу подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 именно на белорусского поверенного (агента) возложены обязанности по своевременному завершению внешнеторговых операций по договору поручения (агентскому договору) в полном объеме не позднее 180 календарных дней с даты оказания услуг. При этом следует помнить, что поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется, по общему правилу, только на счета экспортеров (подп. 1.8 п. 1 Указа № 178).

Справочно.
Внешнеторговый договор поручения (агентский договор) не подлежит регистрации, так как не предусматривает обязательств по возмездной передаче товаров.

Статус договора, заключенного белорусским поверенным (агентом) от имени иностранной организации с отечественной компанией

Если белорусский поверенный (агент) заключает от имени иностранного поверенного договор с резидентом Беларуси, возникает вопрос об отнесении заключаемого договора к числу внешнеторговых. Поверенный (агент) в этой ситуации действует лишь в качестве представителя и не принимает на себя прав и обязанностей стороны заключаемого договора. Таким образом, сторонами заключаемого с участием поверенного (агента) договора будут являться именно иностранная организация и белорусская организация.

Справочно.
Из сферы Указа № 178 исключены договоры аренды, лизинга, займа, кредитные договоры, договоры страхования и банковские сделки (подп. 1.2.1 п. 1 Указа № 178).

Заключенный между иностранной и белорусской организациями договор может являться внешнеторговым договором для целей Указа № 178, если он содержит признаки такого договора и не относится к договорам, на которые действие Указа № 178 не распространяется.

Внешнеторговый договор может опосредовать:

— возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— возмездное выполнение работ или оказание услуг.

Вознаграждение поверенного (агента)

Вознаграждение поверенному (агенту) может выплачиваться непосредственно иностранной организацией. Стороны вправе установить фиксированную величину вознаграждения в договоре, а также осуществить привязку к проценту от цены заключаемых посредником договоров.

Следует помнить, что каждая внешнеторговая операция в рамках заключенного экспортного внешнеторгового договора поручения (агентского договора) должна быть завершена в полном объеме не позднее 180 календарных дней с даты оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178). При этом в рамках одного внешнеторгового договора может осуществляться несколько внешнеторговых операций — в таком случае упомянутые сроки рассчитываются отдельно для каждой из них.

Сбор вознаграждения для принципала

Право поверенного (агента) собирать причитающееся иностранной организации (доверителю, принципалу) вознаграждение для дальнейшей передачи доверителю, производить удержание причитающихся себе сумм и перечислять оставшуюся сумму иностранной организации является неоднозначным в свете положений законодательства о валютном регулировании.

По нашему мнению, в случае с договорами поручения (агентскими договорами) в силу их внешнеторгового характера и правовой неопределенности высока вероятность того, что контролирующие органы посчитают действия посредников по сбору и перечислению вознаграждения в пользу иностранной организации противоречащими белорусскому законодательству.

Во-первых, согласно подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь» лица, не являющиеся банками, НКФО или платежными агентами, не вправе осуществлять деятельность по приему платежей за услуги и платежей в бюджет, за исключением получения денежных средств в оплату за реализуемые ими товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), если иное не предусмотрено законодательством. 

В случае с договорами поручения (агентскими договорами) посредник не осуществляет реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) по импортным внешнеторговым договорам в пользу белорусских субъектов, так как не является их стороной. Если посредник (поверенный, агент в агентском договоре по модели поручения) получает причитающиеся нерезиденту денежные средства и перечисляет их (после удержания своего вознаграждения) нерезиденту, это может быть квалифицировано как действие, имеющее признаки приема платежей за товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в пользу третьих лиц. Такие действия могут осуществлять только банки, НКФО и платежные агенты.

Во-вторых, по общему правилу осуществление расчетов по внешнеторговым договорам разрешено только со счетов импортеров (подп. 1.10 п. 1 Указа № 178). Указ № 178 не содержит правового регулирования вопросов исполнения внешнеторговых договоров третьими лицами, в отличие от институтов перевода долга (уступки права требования). При этом посредник, перечисляя денежные средства со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права, работы, услуги), полученные импортером, не является импортером по соответствующему внешнеторговому договору. Таким образом, если поверенный (агент) планирует собирать вознаграждение от импортеров для последующего его перечисления в пользу иностранного доверителя лишь в силу указания на это право в договоре поручения (агентском договоре), он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.39 КоАП.

Перевод долга от импортера к посреднику

Если необходимо произвести расчеты по импортным внешнеторговым договорам не со счета импортера, а со счета посредника, следует осуществить перевод долга по оплате товара (охраняемой информации, исключительных прав, работ, услуг) от импортера к посреднику.

Справочно.
Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора (ст. 362 ГК).

После перевода долга посредник станет импортером по соответствующему внешнеторговому договору, заместив первоначального импортера (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). Перевод долга означает возникновение у посредника права в полной мере осуществлять расчеты по импортному внешнеторговому договору (абз. 3 подп. 1.10 п. 1 Указа № 178).

Рекомендация.
До перевода долга следует проверить, может ли посредник быть импортером по соответствующему договору (при этом учитываются ограничения на ввоз товаров, обязанность импортера иметь лицензию на соответствующую деятельность и т.д.).

Вознаграждение посредника: варианты оформления 

Выплата вознаграждения поверенному (агенту) непосредственно доверителем (принципалом) — это самый простой вариант получения вознаграждения, не требующий вовлечения третьих лиц в отношения между сторонами.

Однако посредник может получить вознаграждение за оказанные услуги и из средств, причитающихся доверителю. В этом случае белорусский контрагент доверителя (принципала) перечисляет сумму вознаграждения посреднику по указанию доверителя (подп. 1.3 п. 1 Указа № 178). Однако такая схема возможна лишь в случае, если валютой платежа посреднического договора является белорусский рубль (подп. 1.2.2 п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101). 

Пример: поверенный заключил от имени иностранного доверителя (поставщика) договор поставки с покупателем — белорусской организацией. Поставщик вправе указать покупателю перечислить часть цены оборудования белорусскому поверенному — в качестве вознаграждения за посредничество. 

Уплата денежных средств другим резидентом в этом случае прекращает обязательство иностранной организации перед посредником. Корректировка валюты платежа может быть произведена и после заключения договора на основании дополнительного соглашения.

Дополнительно по теме:
>>Малахова А., Звороно Н. Договор комиссии в работе юриста: просто о сложном
>>Образец агентского договора

5207 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме