Вы на портале

Борьба с коррупцией: планируемые изменения в законодательстве

Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь готовится к рассмотрению во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее — законопроект), которым предполагается внести изменения не только в Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З), но и в Трудовой и Гражданский кодексы Республики Беларусь.

Законопроект подготовлен Генеральной прокуратурой и направлен на повышение эффективности противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере профилактики коррупции с учетом практики применения законодательства, предложений государственных органов и иных организаций, граждан, зарубежного опыта, положений ратифицированных Республикой Беларусь международных правовых актов в данной сфере.

Рассмотрим некоторые изменения и нововведения, которые нашли свое отражение в законопроекте.

Галинский Михаил

Старший инспектор-инженер отдела средств и систем охраны Витебского областного управления Департамента охраны Республики Беларусь, подполковник милиции 

7256 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Значимые изменения в Закон № 305-З

Законопроектом предусматриваются следующие изменения в Закон № 305-З:

1. Статья 1 дополняется более широкими терминами и их определениями:

  • организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;
  • административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей;
  • лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица;
  • подарок, полученный при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, — имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, в том числе через иное лицо от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из служебного положения одаряемого или исполнения им служебных (трудовых) обязанностей;
  • протокольные и иные официальные мероприятия — мероприятия, проведение которых предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями государственных органов и иных организаций, участие в которых связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя государственного органа, иной организации, в котором (которой) работает либо проходит службу государственное должностное или приравненное к нему лицо.

2. Статья 10 касается взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией и дополняется обязанностью предоставления информации, связанной с фактами коррупции, в государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. 

3. Статья 17 устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц: расширен список лиц, которым они не могут содействовать, в связи с интересами госслужбы нельзя будет помогать супругам детей.

Также этой статьей устанавливается размер получаемых подарков, который не должен превышать 5 базовых величин.

4. Статья 18 вносит дополнения о запрете по совместной службе (работе)в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Теперь это касается и организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

5. Статья 26 предусматривает включение кредитов в доходы, подлежащие обязательному декларированию.

6. Статья 38 устанавливает ответственность юридического лица, в интересах которого действовал коррупционер.

7. Добавляется новая статья 27-1 по доходам и имуществу, не подлежащему обязательному декларированию. К последним, в частности, относятся: 

  • цифровые знаки (токены);
  • доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
  • скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
  • коммерческие займы и т.д.

Справочно.
Коррупция — умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды (ст. 1 Закона № 305-З).

Антикоррупционные изменения в ТК и ГК 

Согласно законопроекту предлагаются изменения в Трудовом и Гражданском кодексах Республики Беларусь.

В ч. 2 ст. 546 действующего ГК прописан запрет на дарение государственным должностным или приравненным к ним лицам либо иностранным должностным лицам в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Разработчик законопроекта предлагает исключить слова «за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий». 

Также планируется внести изменения в ст. 27 ТК. В действующем ТК в данной статье предусматривается запрет по совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира родственников и свойственников. Предлагается распространить этот запрет также на организации, в уставном фонде которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Подводя итог, следует отметить, что законопроект еще может быть доработан. Но несмотря на это, уже сейчас можно говорить о том, что в нем учтен накопившийся правоприменительный и международный опыт, который существенно повлияет на борьбу с коррупцией в Республике Беларусь. 

Резюме
1. Расширен перечень лиц, которым госслужащий не может оказывать содействие в связи с интересами своей службы. Теперь к таковым относятся также супруги детей — зятья, невестки.
2. Предусматривается ответственность юридического лица, в интересах которого должностное лицо совершает противоправное действие.
3. Если раньше должности директора, заместителя директора, главного бухгалтера, его заместителя, кассира нельзя было занимать близким родственникам, супругам в государственных организациях, то сейчас данный запрет распространяется также на организации с преобладающей долей государственной собственности.
4. Уточнена сумма подарка, который могут принимать должностные лица в ходе проведения официальных и протокольных мероприятий.

7256 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме