Вы на портале

Практические аспекты законопроекта об урегулировании неплатежеспособности

В апреле этого года на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — законопроект). Более пяти лет разработчики вносили различные корректировки в данный законопроект, и за столь долгий период он претерпел существенные изменения. Мы обсудили их с управляющим по банкротству, директором ООО «ЛигалСтатус» Алексеем Викторовичем Райко.

Райко Алексей
Райко Алексей

Управляющий по банкротству, директор ООО «ЛигалСтатус»

7342 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

— Какие отличия в целом нового закона от старого?

— В новом законопроекте полностью переработаны подходы к экономической несостоятельности (банкротству), применяемые в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон). Законодатель применил новые понятия, инструменты антикризисного управления, изменил алгоритмы взаимодействия лиц, участвующих в деле, пересмотрел действующий подход судебного сопровождения дела о банкротстве. 

Новым законопроектом будут расширены полномочия собрания кредиторов, что потребует большей компетенции не только от управляющих, но и от кредиторов, а также иных лиц, участвующих в деле о банкротстве. 

Как показала практика применения Закона, не всегда легко разобраться во всех нюансах банкротства. Зачастую целесообразно получить дополнительную консультацию у профильного специалиста, сэкономив тем самым и время, и средства.

Сложно в небольшом материале уместить все аспекты нового законопроекта, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.


— Какой смысл закладывает законодатель в понятие «банкротство» в новом законопроекте? 

— Главным изменением для субъектов хозяйствования в новом законопроекте стало разграничение понятий несостоятельности и банкротства. 

Несостоятельность — неплатежеспособность должника, признанная решением суда о признании должника несостоятельным и введении санации.

Несостоятельность устанавливается на основании заявления должника о своей несостоятельности (ст. 6 законопроекта). Правом на подачу в суд заявления должника о несостоятельности обладает должник (ст. 7 законопроекта).

Должник вправе подать в суд заявление должника о несостоятельности в случае неспособности исполнить денежные обязательства, обязательные платежи или обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств в течение 6 месяцев со дня наступления установленного срока для их исполнения (ст. 8 законопроекта). При этом предполагается, что у должника достаточно имущества для погашения своих обязательств перед кредиторами и имеется возможность для восстановления его платежеспособности.

В случае, если стоимость имущества должника на первое число первого месяца текущего квартала недостаточна для расчета по обязательствам, указанным в ч. 1 ст. 8 законопроекта (денежные обязательства, обязательные платежи или обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам), в полном объеме, должник в обязательном порядке должен подать заявление должника о банкротстве. Такое заявление должно быть подано в суд не позднее одного месяца со дня выявления недостаточности имущества.

Банкротство законодатель определил как неплатежеспособность должника, признанную решением суда, рассматривающего экономические дела, о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, признании должника — индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства (ст. 1 законопроекта).

Банкротство устанавливается на основании поданного в суд заявления должника о своем банкротстве или заявления кредитора либо иных лиц, определенных законом.


— Кто имеет право подавать заявление о банкротстве и когда наступает обязанность подачи такого заявления? 

— Как сказано ранее, должник имеет право на подачу в суд заявления должника о несостоятельности (ст. 7 законопроекта).

Правом на подачу в суд заявления кредитора о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств законодатель наделил следующих субъектов (ст. 7 законопроекта):

  • кредитор;
  • органы финансовых расследований Комитета государственного контроля;
  • иные лица, которым в соответствии с Законом предоставлено право на подачу заявления кредитора о банкротстве в связи с неисполнением денежных обязательств.

Правом на подачу в суд заявления кредитора о банкротстве в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают: 

  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
  • другие государственные органы, наделенные в соответствии с законодательными актами правом выносить решения (предписания, постановления, приказы) о взыскании (уплате) обязательных платежей.

Правом на подачу в суд заявления кредитора о банкротстве в связи с неисполнением обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, обладаетпредставитель работников должника.

Заявление должника о банкротстве подается в суд в обязательном порядке, если стоимость имущества должника на первое число первого месяца текущего квартала недостаточна для расчета по обязательствам, указанным в ч. 1 ст. 8 законопроекта, в полном объеме.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) (руководитель должника — юридического лица, а при его отсутствии — собственник имущества, учредители (участники)) обязан подать в суд заявление должника о банкротстве в течение одного месяца со дня выявления недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов либо со дня выявления отсутствия имущества (ст. 221 законопроекта).


— Какие должны быть основания для подачи заявления о банкротстве? В чем отличия от действующего законодательства?

— Существенным изменениям подверглись основания для подачи заявления кредитора о банкротстве.

Так, согласно ст. 10 законопроекта основаниями для подачи заявления кредитора о банкротстве являются:

  • наличие задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, в размере 1500 и более базовых величин;
  • наличие задолженности по обязательным платежам в размере 100 и более базовых величин, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства) — в размере 3000 и более базовых величин;
  • наличие задолженности по денежным обязательствам в размере 500 и более базовых величин, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства) — в размере 30 000 и более базовых величин.

Помимо наличия одного из указанных оснований необходимо подтверждение факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 6 месяцев, а для сельскохозяйственных организаций — 12 месяцев, либо выявления в процессе принудительного исполнения отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований.


— Есть ли в данном законопроекте новшество, которое ранее не было предусмотрено? 

— Для снижения нагрузки на бюджет финансирование банкротства юридических лиц без имущества будет производиться инициатором банкротства.

Внесение денежных средств, необходимых для оплаты вознаграждения управляющему, — абсолютно новая статья, и ранее она не была предусмотрена.

Как видно из нововведений, указанных выше, кредиторам намного сложнее будет подать заявление кредитора о банкротстве. Кроме этого, одновременно с подачей заявления необходимо будет сформировать резерв для внесения денежных средств, необходимых для оплаты вознаграждения управляющего. 

Денежные средства в размере 3 номинальных начисленных среднемесячных заработных плат работников Республики Беларусь в целом по республике за предыдущий месяц относительно месяца, предшествовавшего месяцу, в котором подано такое заявление, перечисляются на текущий (расчетный) банковский счет управляющего, указанный в определении суда, вынесенном по результатам рассмотрения заявления о несостоятельности или банкротстве (ст. 34 законопроекта).

Согласно порталу belstat.gov.by номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в целом по республике в марте 2022 г. составила 1602,7 бел. руб. Если бы новый закон действовал уже в этом году, то по результатам рассмотрения заявления о несостоятельности или банкротстве в апреле 2022 г. кредитору (кредиторам) необходимо было бы перечислить на счет управляющего в сроки, установленные судом, сумму в размере 4808,10 бел. руб.

Данное положение обеспечит оплату труда управляющего при проведении банкротства юридических лиц без имущества за счет средств кредиторов.


— На наш взгляд, сумма существенная, это может осложнить подачу заявления кредитора о банкротстве. Имеются ли варианты уменьшения указанного платежа?

— Да, существует такой вариант: кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и подать в суд одно заявление кредитора о банкротстве, тем самым распределить финансовую нагрузку по внесению денежных средств, необходимых для оплаты вознаграждения управляющему между кредиторами. Такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования (ст. 26 законопроекта). 

При объединении кредиторами своих требований к должнику и подаче в суд одного заявления кредитора о банкротстве денежные средства, необходимые для оплаты вознаграждения управляющего, в указанном размере перечисляются кредиторами, объединившими требования, в равных частях.


— Вы упомянули про резерв денежных средств для оплаты вознаграждения управляющего. Предусмотрена ли возможность возврата данных средств кредиторам?

— Такая возможность предусмотрена. Со дня выплаты управляющему вознаграждения за счет средств должника в сумме, равной или превышающей размер денежных средств, перечисленных для оплаты вознаграждения управляющего, кредитор или кредиторы, объединившие свои требования, вправе заявить в суд ходатайство о возврате внесенных ими денежных средств.

Управляющий на основании определения суда о возврате денежных средств в течение 3 дней возвращает денежные средства лицам, перечислившим их.


— Какие последствия наступят, если кредитор не перечислит денежные средства, необходимые для оплаты вознаграждения управляющего?

— В случае неперечисления в установленный срок денежных средств, необходимых для оплаты вознаграждения управляющего, суд прекращает производство по делу о несостоятельности или банкротстве (ст. 39 законопроекта). 


— Расскажите более подробно о требованиях залоговых кредиторов.

— Большое внимание в законопроекте уделено требованиям залоговых кредиторов. Вот только некоторые из них. Требования залоговых кредиторов в сумме, подтвержденной договором залога, а также в случае вынесения судом определения включаются в третью очередь реестра требований кредиторов.

Требования залогового кредитора при продаже залогового имущества (за исключением товаров, находящихся под таможенным контролем) подлежат удовлетворению за счет средств, вырученных от его продажи, по следующему алгоритму (ст. 143 законопроекта):

1. Денежные средства, полученные от продажи залогового имущества (за исключением товаров, находящихся под таможенным контролем или реализованных в составе предприятия должника), зачисляются на специальный банковский счет должника.

2. Со специального счета денежные средства направляются на удовлетворение требований кредиторов первой и второй очередей.

3. Оставшиеся денежные средства направляются в размере:

  • 80 % — пропорционально на удовлетворение требований залогового кредитора и требований по возмещению платежей, произведенных из республиканского и местных бюджетов в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов;
  • 15 % — на удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в части погашения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней и иных платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством;
  • 5 % — на удовлетворение судебных расходов, расходов управляющего, установленных ст. 55 законопроекта, а также расходов на размещение сведений в Едином реестре.

В заключение

Из официальных источников (по данным, предоставленным Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь) мы знаем, что законодатель новым законопроектом ставил цель увеличить количество удовлетворения требований кредиторов на 30 % и сократить средний срок процедур несостоятельности с 1,6 до 1,2 года.
Мы обсудили лишь немногие положения законопроекта, который проходит этапы принятия в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Какая редакция будет окончательной и будут ли достигнуты поставленные цели, пока загадывать рано, но уже сейчас однозначно можно утверждать, что вводимые изменения существенным образом отразятся на многих субъектах хозяйствования прямо или косвенно.

7342 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме