Вы на портале

Что юристу нужно знать о налогах?

Некоторые юристы  ошибочно считают, что налоги — это вопрос бухгалтерский, а не юридический. Но практически любая сделка коммерческой организации является объектом для налогообложения, а расходы на уплату налогов необходимо учитывать при определении условий сделки. Выбор системы налогообложения, определение объекта налогообложения, анализ условий применения особых режимов налогообложения и возможность применения льгот требуют вовлечения юриста. На какие случаи стоит обратить внимание?

Обновлено
Малахова Анастасия
Малахова Анастасия

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

4950 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Определение вида деятельности предприятия для целей применения ставки НДС 0 %

В соответствии с абз. 4 подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК ставка НДС 0 % применяется в отношении экспортируемых транспортных услуг.

Справочно.
К экспортируемым транспортным услугам относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории (п. 4 ст. 102 НК).

Пример.
Белорусская организация заключила договор с иностранным экспресс-оператором. Логистика международной экспресс-перевозки предполагала транспортировку экспресс-грузов автомобильным и воздушным транспортом, что по своей сути являлось смешанной перевозкой. В рамках заключенного договора белорусская организация в отношении прибывающих на территорию Республики Беларусь консолидированных партий экспресс-грузов выполняла от своего имени функции по их принятию при поступлении воздушным транспортом на территорию Республики Беларусь; выступала заявителем при их помещении на склад временного хранения; производила таможенное оформление поступивших экспресс-грузов, которые не подлежали таможенному декларированию (таможенное оформление экспресс-грузов, которые подлежали таможенному декларированию, проводилось белорусским грузополучателем, но заявителем при помещении на СВХ выступала белорусская организация). После таможенного оформления белорусская компания организовывала доставку каждого экспресс-груза грузополучателю, указанному в индивидуальной накладной.

Налоговый орган посчитал, что соответствующая деятельность не относится к экспортируемым транспортным услугам. Решение о доначислении НДС и пени было обжаловано в судебном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил заявление организации и признал недействительным решение налогового органа. Суд апелляционной инстанции посчитал решение налогового органа законным и отменил решение суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции в силе. 

Обоснование вида деятельности для целей применения льготы проводилось юристами с использованием норм Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» и ГК, но сложность заключалась в том, что законодательство Республики Беларусь не содержало термина «смешанная перевозка».

Неучтенный налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь являются объектами налогообложения НДС. При этом в норме через конструкцию «включая» приводится примерный перечень возможных объектов. 

В ст. 31 НК приведено общее определение «реализации» для целей налогообложения, а также перечислены операции, которые не являются реализацией для целей налогообложения. По общему правилу реализация — это отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе. Следовательно, если при исполнении договора происходит передача в собственность имущества, выполнение работ, оказание услуг, то такое действие может являться объектом налогообложения НДС и необходимо учитывать расходы на уплату НДС.

Справочно.
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара (выполнение работ, оказание услуг) одним лицом другому лицу, передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (ст. 31 НК).

Пример.
Организация-заемщик не имеет возможности вернуть заем денежными средствами. Стороны пришли к соглашению о предоставлении отступного в счет исполнения обязательства по возврату займа, но  не учли обязательство заемщика по уплате НДС в связи с предоставлением отступного. Предоставление отступного является оборотом по реализации для целей НДС. Обязанность по плате налога несет лицо, предоставляющее отступное. Фактически сделка для заемщика становится дороже на 20 %, то есть на сумму НДС, уплачиваемого в бюджет. 

Разграничение договора хранения и пользования имуществом

Пример.
Организация построила торгово-развлекательный центр, в рамках которого была организована автомобильная стоянка для посетителей. У организации возник вопрос, имеет ли она право на льготу по налогу на недвижимость.  

На основании подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК освобождаются от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, за исключением капитальных строений, при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.

Справочно.
В соответствии с ч. 2 ст. 186 НК  организации утрачивают право на льготу по налогу на недвижимость при сдаче в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машиномест, освобожденных от налога на недвижимость.

Так как НК не содержит и не определяет понятие «иное возмездное или безвозмездное пользование», то согласно п. 2 ст. 1 НК соответствующий институт определяется с учетом положений гражданского права. Следовательно, оценке вопроса правомерного применения налоговой льготы требуется юридическая составляющая в части порядка осуществления деятельности автомобильных стоянок.

Справочно.
Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 2 ст.1 НК).

Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2006 № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» (далее — Указ № 589) в порядке, предусмотренном законодательством и гражданско-правовым договором, на автомобильной стоянке может взиматься только плата за оказание услуг по хранению транспортных средств. В свою очередь, заключение договора оказания возмездных услуг по хранению автотранспортных средств не является передачей сооружения и (или) его частей в иное возмездное пользование.

Справочно.
Автомобильная стоянка — это место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств (подп. 1.1 п. 1 Указа № 589). 

Десятикратный земельный налог

Пример.
Организации был предоставлен в пределах населенного пункта земельный участок во временное пользование на срок строительства объекта. После окончания строительства организация начала процедуру ввода объекта в эксплуатацию. За время ввода объекта в эксплуатацию истек срок временного пользования земельным участком, за продлением которого организация не обратилась. После ввода объекта в эксплуатацию и регистрации прав на него соответствующий земельный участок был предоставлен в аренду для обслуживания объекта. За период с момента истечения срока временного пользования земельным участком до момента предоставления земельного участка для обслуживания объекта организации был доначислен земельный налог в десятикратном размере. 

Правовым основанием для доначисления налогов является п. 2 ст. 197 НК. Внимание юриста к срокам использования земельного участка и понимание возможных налоговых последствий могли сэкономить средства организации, потраченные на уплату налога по повышенной ставке.   

Справочно.
На земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10 (п. 2 ст. 197 НК).

Бесполезное разъяснение

В соответствии с п. 3-1 ст. 52 НК пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов. Данное правило прекращает применяться через 10 календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом.

Справочно.
Плательщик имеет право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства (подп. 1.2 п. 1 ст. 21 НК).

В совместном письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 14.06.2013 «О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности» разъяснено, что меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением уполномоченного государственного органа. При этом неприменение мер административной ответственности возможно только в том случае, когда такие разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной плательщиком в запросе.

Пример.
Белорусская организация, зарегистрированная в качестве экономическогооператора, обратилась в налоговый орган за разъяснением по условиям освобождения от «ввозного» НДС, если российская организация, которой реализуется товар по договору комиссии, не уплатит «ввозной» НДС на территории России (копия договора комиссии, заключенного с российской организацией, к запросу не прилагалась). Отвечая на запрос, налоговый орган разъяснил общий порядок применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров на основании договоров комиссии (п. 7 ст. 102 НК). Впоследствии организации был доначислен «ввозной» НДС ввиду неправильной квалификации отношений с российской организацией. В основе правоотношений был элемент комиссии, однако предметом договора  являлось совершение белорусской организацией действий по закупке товара у иностранных поставщиков от имени российской организации. Передача товара белорусской организацией в адрес российской организации являлась передачей комиссионером комитенту приобретенного для него товара. Такая передача не облагается НДС.

В обоснование возражений организация приводила ответ налогового органа относительно порядка применения НДС 0 % при экспорте, однако этот довод не был принят во внимание, так как обстоятельства, изложенные в запросе, не соответствовали фактическим.

Справочно.
Товары, ввозимые лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения, освобождаются от НДС, взимаемого таможенными органами, при условии экспорта лицом — владельцем склада товаров, ввозимых им в Республику Беларусь, с применением ставки НДС в размере 0 % (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358).

4950 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме