Вы на портале

Деятельность налогового консультанта: финансовые операции, внутренний контроль

Налоговый консультант указывает субъекту хозяйствования на имеющиеся налоговые льготы и целесообразность их использования, рассчитывает возможные альтернативы действий с точки зрения общеэкономической выгоды или благоразумности с учетом конечной налоговой нагрузки. Рассмотрим особенности работы налогового консультанта в контексте следующего вопроса.

Залесский Дмитрий
Залесский Дмитрий

Старший юрист ООО «Лигалтакс», налоговый консультант

1519 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:



Вопрос: являются ли действия, совершаемые по договору возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, финансовыми операциями в соответствии с абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон № 165-З):
— оплата клиентом услуг налоговому консультанту;
— подготовка налоговым консультантом для клиента документации по трансфертному ценообразованию;
— оказание налоговым консультантом клиенту консультационных услуг по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств?

Отнесение услуг налогового консультанта к финансовым операциям

Институт налоговых консультантов существует в Республике Беларусь уже более 5 лет. По состоянию на 12.02.2024 в реестр налоговых консультантов, размещенный на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, внесено 747 аттестованных налоговых консультантов.

Definition.
Налоговый консультант — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий квалификационный аттестат и являющийся членом Палаты налоговых консультантов (после ее образования) (п. 41 Положения о налоговом консультировании, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее — Положение)).

Согласно абз. 13 и 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 165-З финансовые операции — это сделки со средствами независимо от формы и способа их осуществления. Средства — денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

При изучении данных определений возникают сомнения в части отнесения всех услуг налогового консультанта к финансовым операциям. Логичным кажется отнесение к таковым только оплаты клиентом услуг налоговому консультанту. 

Однако в соответствии с кодом 8100 справочника видов финансовых операций, являющегося приложением 2 к Инструкции о порядке заполнения, представления, регистрации, учета и хранения специальных формуляров, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367, к финансовым операциям при осуществлении деятельности по налоговому консультированию относятся:

1. Оказание налоговыми консультантами услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) в рамках осуществления деятельности по налоговому консультированию.

2. Иные финансовые операции при осуществлении деятельности по налоговому консультированию.

Перечень финансовых операций является открытым, и его содержание позволяет отнести в рассматриваемой ситуации все услуги налогового консультанта к финансовым операциям, в частности:

  • консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части проведения налоговым консультантом независимой оценки соблюдения налогового законодательства клиентом;
  • подготовку документов по вопросам налогового учета и отчетности, в том числе документов по трансфертному ценообразованию.

Услуги налогового консультанта и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Деятельность налогового консультанта в силу своего содержания тесно связана с деятельностью по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в связи с чем на налогового консультанта законодательством возлагаются определенные обязанности. Законом № 165-З и Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого налоговыми консультантами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.09.2016 № 27 (далее — Инструкция), определен ряд действий, которые обязан совершить налоговый консультант в части обеспечения внутреннего контроля.

Definition.
Внутренний контроль — совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции (абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 165-З).

Идентификация клиента и выбор мер внутреннего контроля 

При обращении к налоговому консультанту клиенту необходимо учитывать, что налоговый консультант обязан совершить ряд действий в отношении самого клиента в пределах осуществления мер внутреннего контроля.

Так, налоговый консультант проводит идентификацию клиента (ст. 8 Закона № 165-З). Идентификация клиента проводится в форме анкетирования, которое может быть стандартным либо расширенным (п. 18 Инструкции).

Стандартное анкетированиеРасширенное анкетирование
Сбор базовых сведений о клиенте, в числе которых идентификационные данные, наименование и место нахождения банков, через счета которых осуществляется финансовая операция (при наличии), дата заполнения анкетыПроводится в случае выявления рисков на этапе стандартного анкетирования, содержит обоснование высокой степени риска, сведения о подозрительных финансовых операциях, иные данные, необходимые для формирования представления о клиенте


При определении степени риска налоговый консультант руководствуется тремя основными критериями (пп. 11–15 Инструкции):

1. Тип (профиль) клиента и совокупность сведений о нем (является иностранным должностным лицом, включен в реестр террористов и т.д.).

2. Географический регион места жительства (места нахождения), места осуществления клиентом деятельности (зарегистрирован или проживает в государстве, которое не выполняет рекомендации ФАТФ, не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, находится в оффшорной зоне).

3. Вид осуществляемых клиентом финансовых операций (операции с наличными денежными средствами, операции с суммами, превышающими 2000 базовых величин для физических лиц и 20 000 базовых величин для юридических лиц, большое количество мелких операций и др.). 

В зависимости от наличия или отсутствия любого из указанных критериев риска на этапе идентификации к финансовой операции клиента будут применяться меры упрощенного либо расширенного внутреннего контроля.

Упрощенными мерами внутреннего контроля по своей сути является повышенное внимание налогового консультанта к финансовым операциям клиента в дальнейшем. 

К расширенным мерам внутреннего контроля можно отнести представление в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю (заполнение специального формуляра).

В результате уже на этапе идентификации клиента налоговый консультант может отследить его причастность к осуществлению деятельности по легализации доходов, полученных преступным путем. 

Анализ финансовой операции

Помимо идентификации самого лица, обратившегося за оказанием услуги, налоговый консультант при оказании услуг анализирует также и саму финансовую операцию, то есть проверяет запрос клиента на предмет совершения действий по легализации доходов, полученных преступным путем. Так, налоговый консультант может выявить:

1) подозрительные финансовые операции (глава 5 Инструкции), критериями которых являются в числе прочего: 

  • неохотное предоставление клиентом своих идентификационных сведений для анкетирования (задержки, отказ, непредоставление);
  • необоснованная поспешность со стороны клиента в проведении финансовой операции;
  • финансовая операция предполагает вовлечение оффшорной зоны, а ее сумма превышает 1000 базовых величин;
  • иные признаки, которые могут быть самостоятельно установлены налоговым консультантом;

2) финансовые операции, подлежащие особому контролю (глава 6 Инструкции). Данные операции характеризуются следующими признаками:

  • несоответствие обычной деятельности клиента;
  • неоднократное совершение мелких операций в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
  • сумма финансовой операции равна либо превышает 2000 базовых величин для физических лиц или 20 000 базовых величин для юридических лиц. 

В то время как подозрительные финансовые операции являются сигналом настороженности для налогового консультанта как субъекта финансовых операций, финансовые операции, подлежащие особому контролю, являются непременным основанием для заполнения специального формуляра и направления его в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Резюме:
1. Налоговый консультант не имеет доступа к денежным средствам клиента, не осуществляет от его имени платежи, зона его ответственности ограничена тем запросом, с которым к нему обратился клиент.
2. Исходя из содержания оказываемых услуг налоговый консультант является субъектом финансовых операций, несет возложенные на него законодательством обязанности в части обеспечения мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
3. Использование субъектами хозяйствования услуг налогового консультанта гарантирует законность и прозрачность деятельности субъекта, а также возможность поиска альтернативных законных вариантов действий в части налоговой нагрузки, общеэкономической выгоды и соблюдения требований законодательства.

1519 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме