Как правильно составить жалобу техническому посреднику?
DMCA Takedown Notice должна включать в себя следующее:
сведения об объекте авторских прав, права на который были нарушены (например, роман “Щегол” Донны Тартт);
сведения о том, какой именно материал на сайте нарушает авторские права (электронная копия романа) и как его найти (ссылка на страницу или пост в социальной сети);
контактная информация заявителя (адрес электронной почты или номер телефона);
подтверждение добросовестности заявителя (информация о том, что, по имеющимся у заявителя данным, нарушитель не вправе использовать объект авторского права);
подтверждение того, что информация, изложенная в жалобе, соответствует действительности, а заявитель имеет право действовать от имени правообладателя;
электронная или физическая подпись заявителя (для целей DMCA электронной подписью считается и простое указание имени и фамилии заявителя).
Как отправить жалобу техническому посреднику?
Многие крупные платформы (социальные сети, информационные сайты и т.д.) разработали формы для подачи жалобы. Ссылку на такую форму обычно можно найти в разделе “Часто задаваемые вопросы” или “Служба поддержки”. Как правило, форма состоит из вопросов, отвечая на которые заявитель представляет администратору ресурса все обязательные для DMCA Takedown Notice сведения. Если у технического посредника нет формы для подачи жалоб, текст жалобы можно направить любым удобным для заявителя способом (обычно используется электронная почта).
Какие доказательства представляет заявитель?
Когда заявитель сообщает посреднику об объекте авторских прав, права на который нарушены, заявитель может (при необходимости) приложить доказательства того, что авторское право на объект принадлежит ему.
Если это книга, заявитель – представитель издательства – может дать ссылку на официальный сайт издательства с информацией о выпущенных книгах. Доказательством также будет являться ссылка на страницу книги в онлайн-магазине (со сведениями об издательстве).
К жалобе на незаконное использование видеоролика (в том числе фильма) можно приложить фрагмент титров или афиши со сведениями о правообладателе.
Если жалоба подана в отношении компьютерной игры, заявитель может дать ссылку на официальный сайт компании-разработчика (в том числе на страницу с пользовательским соглашением, в котором обычно указана компания-лицензиат) или на страницу игры в онлайн-магазине.
Когда стоит направлять жалобу техническому посреднику?
Жалоба техническому посреднику близка к “объявлению войны”. Использовать этот инструмент стоит лишь тогда, когда правообладатель полностью уверен в том, что использование объекта авторского права другой стороной незаконно. В некоторых случаях это очевидно, например, если нарушитель загрузил электронную копию книги в социальную сеть и дал другим возможность пользоваться ею (читать, загружать на собственное устройство и т.д.). Аналогичный пример – использование принадлежащих правообладателю изображений (в исходном виде) для оформления сайта.
Однако в тех случаях, когда нарушение не столь очевидно (например, если потенциальный нарушитель использует логотип, сходный с логотипом правообладателя), следует сначала обратиться напрямую к потенциальному нарушителю. Это позволит выстроить партнерский диалог и разрешить спор более эффективно.
Можно ли обезопасить себя от необоснованной жалобы?
Поскольку любой человек может направить DMCA Takedown Notice, есть вероятность того, что заявителем будет недобросовестное лицо, например представитель конкурента или бывший сотрудник. Важно помнить: технический посредник – это не судья, он не принимает решение о том, правомерно ли используется объект авторского права. Соответственно, возможны ситуации, когда из-за ошибки или недобросовестного поведения заявителя будет удален или заблокирован контент, который не нарушает авторские права.
DMCA предусматривает, что недобросовестный заявитель обязан возместить пострадавшей стороне реальный ущерб (в том числе стоимость услуг адвоката), причиненный в результате удаления объекта авторского права или блокирования доступа к нему. Однако на деле взыскать указанную сумму сложно. Этому способствует также то, что при направлении жалобы заявитель не обязан подтверждать свою личность. Он может использовать выдуманное имя и адрес – и пострадавшая сторона уже не предъявит требование о возмещении ущерба.
Таким образом, обезопасить себя от необоснованной жалобы невозможно. Однако стоит отметить: многие крупные платформы (например, App Store или YouTube) воспользовались тем, что DMCA не устанавливает срок для удаления или блокирования контента. Эти платформы дают возможность сторонам прояснить ситуацию и уладить вопрос путем переговоров. Кроме того, сторона, против которой подана жалоба, может представить платформе свои объяснения. Если решить вопрос путем переговоров не удалось, а объяснения стороны, против которой подана жалоба, несостоятельны, контент блокируется.