Вы на портале

Договор присоединения: версия 2.0, 3.0, 4.0…?

Интернет-магазины и сервисы часто размещают у себя на сайте договор присоединения (в виде пользовательского соглашения, условий использования, публичной оферты и т.д.). Но в определенный момент текст может измениться, например, из-за изменений законодательства или по иным причинам.

Должна ли компания хранить все предыдущие версии договора и предоставлять доступ к ним? Следует ли нумеровать версии? И какая версия договора будет регулировать отношения с клиентом, который пришел «пять версий» назад?

Кулаченко Полина
Кулаченко Полина

Юрист REVERA

9529 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Оферта и договор присоединения

Документ, который интернет-магазин или иной субъект хозяйствования размещает на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, независимо от его названия (пользовательское соглашение, условия использования, публичная оферта и т.д.) по своей правовой природе является частью оферты субъекта хозяйствования.

Справочно.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 405 ГК). Соответственно, текст договора — это лишь часть оферты. Другой ее составляющей являются сведения о товарах, работах, услугах, в отношении которых субъект хозяйствования предлагает заключить договор.

Для заключения субъектом хозяйствования договора с клиентом необходимо, чтобы клиент совершил действия по выполнению указанных в договоре условий, то есть акцептовал оферту. Акцепт может приобретать разные формы (п. 2 ст. 402, п. 1 ст. 403, п. 3 ст. 408 ГК). Так, акцептом может быть уплата соответствующей суммы в качестве предварительной оплаты за товар (услугу, работу). Обычно для заключения договора посредством сайта в сети Интернет клиенту необходимо подтвердить принятие условий оферты, поставив галочку напротив слов «Я согласен с условиями оферты», или нажав кнопку «Заказать», или подтвердив условия заказа оператору колл-центра, или иным способом.

Для применения текста договора присоединения субъектом хозяйствования при реализации товаров (оказании услуг, выполнении работ) этот текст должен быть утвержден уполномоченным лицом. 

Справочно.
Обычно руководитель организации издает приказ об утверждении текста договора присоединения, при этом утверждаемый текст будет являться приложением к приказу. В дальнейшем изменение текста договора также оформляется приказом руководителя.

Срок хранения — 3 года

Как и другие документы в организации, приказ руководителя, которым утвержден текст договора, должен храниться в течение срока, установленного законодательством. Полагаем, что для данного документа необходимо применять срок хранения, равный 3 годам после окончания срока действия договора присоединения или после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась, срок хранения документа должен составлять 10 лет после окончания срока действия оферты (п. 66 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Библиотека версий

Законодательство Республики Беларусь не требует от субъекта хозяйствования размещать на сайте в сети Интернет все версии договора присоединения, действовавшие в тот или иной период времени.

Однако стоит отметить, что в рамках защиты прав потребителей субъект хозяйствования обязан довести до сведения физического лица определенную информацию о товаре (услуге, работе) до заключения договора. Перечень таких сведений достаточно широкий и установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей». Полагаем, что предоставление информации после заключения договора может осуществляться субъектом хозяйствования в качестве так называемой заботы о клиентах.

Справочно.
Продавец обязан довести до сведения покупателя, помимо прочего, сведения о цене и условиях оплаты товаров (если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих товаров), гарантийном сроке (если он установлен) и т.д.

Пример.
Интернет-магазин изменил текст договора, размещенного на сайте, — в отношении реализуемых товаров был установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем установленный изготовителем. Условие о более продолжительном гарантийном сроке было включено в текст договора интернет-магазина, о чем пользователи сайта были уведомлены. Один из покупателей обратился за ремонтом товара в пределах данного гарантийного срока, но уже по истечении гарантийного срока изготовителя. При этом договор с данным покупателем был заключен на основании прежней редакции договора присоединения (в которой не было указанной преференции). В связи с этим на проданный покупателю товар распространялся гарантийный срок изготовителя. Для подтверждения данного факта интернет-магазин предоставил покупателю редакцию договора присоединения, которая была принята этим покупателем при заключении договора купли-продажи товара.

Таким образом, редакции договора присоединения, утратившие силу, необходимы на случай спорных ситуаций для понимания условий, на которых был заключен договор. Особенно важно наличие таких редакций, если условия договора отличаются от общих правил, установленных законодателем «по умолчанию».

Кроме того, та или иная редакция договора может быть истребована у субъекта хозяйствования:

— уполномоченным государственным органом — например, Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ). Организации, индивидуальные предприниматели обязаны по требованию МАРТ предоставлять информацию, необходимую для осуществления им полномочий по защите прав потребителей;

— судом — по запросу на право получения письменного доказательства для представления в суд, выданному им ходатайствующему об этом лицу. По требованию суда письменные доказательства направляются их держателями непосредственно в суд (ч. 1, 2 ст. 196 ГПК).

Законодательство не устанавливает обязанности нумеровать версии договора (например, дополнять «шапку» документа словами «Редакция 1», «Редакция 5» и т.д.). Субъект хозяйствования вправе по своей инициативе сделать это (в том числе указав даты действия той или иной редакции).

Одна версия для всех? 

Какая именно версия договора будет регулировать отношения между организацией и клиентом: та, которая действовала на момент регистрации (размещения первого заказа и т.д.), или последняя версия автоматически действует для всех клиентов? В зависимости от предмета договора между субъектом хозяйствования и пользователем (купля-продажа товара, оказание услуг, выполнение работ) на данный вопрос можно ответить по-разному. Рассмотрим несколько ситуаций.

Купля-продажа товара в интернет-магазине

В случае приобретения товаров в интернет-магазине клиент для заключения договора купли-продажи принимает ту редакцию договора присоединения, которая действует на момент приобретения товара.

При приобретении клиентом нового товара после внесения изменений в текст договора между магазином и клиентом заключается новый договор купли-продажи — в этом случае клиент принимает текст договора присоединения в той редакции, которая будет действовать на момент направления клиентом акцепта.

Справочно.
Отношения между продавцом (интернет-магазин) и клиентом (покупатель) относительно приобретения товара будут регулироваться условиями, изложенными в тексте оферты в редакции, актуальной на момент подтверждения клиентом своего намерения приобрести товар (размещения заказа на сайте, подтверждения заказа оператору колл-центра и т.д.).

При этом внесение интернет-магазином изменений в текст договора присоединения является не изменением договора купли-продажи в одностороннем порядке, а изменением условий оферты — предложения заключить такой договор. 

Ответственность за ознакомление с условиями договора присоединения перед заключением нового договора купли-продажи лежит на покупателе. Новая версия договора действует независимо от того, уведомлены ли клиенты о том, что в условия приобретения товаров внесены изменения. Интернет-магазин со своей стороны вправе (но не обязан) уведомить клиентов о таких изменениях (например, разместив объявление, направив сообщение или иным способом).

Оказание услуг, выполнение работ

Если клиент заказывает онлайн оказание услуг, выполнение работ, то при заключении соответствующего договора он присоединяется к той редакции договора присоединения, которая действует на момент размещения заказа.

При этом ввиду длительного характера оказания услуг (выполнения работ) возможна ситуация, когда на момент внесения субъектом хозяйствования изменений в договор он до конца еще не исполнен (услуги в полном объеме не оказаны, работы не выполнены). 

Справочно.
Нередки ситуации, когда изменения касаются именно отношений субъекта хозяйствования с текущими клиентами (например, изменяются тарифы на оказание услуг, устанавливаются дополнительные меры ответственности и т.д.).

Обращаем внимание, что внесение изменений в действующий договор субъектом хозяйствования в одностороннем порядке возможно только в случае, когда такая возможность предусмотрена в тексте самой оферты (п. 1 ст. 420 ГК). То есть субъект хозяйствования вправе в одностороннем порядке изменить условия договора присоединения, по которому на момент внесения изменений оказываются услуги (выполняются работы), только если такое изменение допускается текущей (еще не измененной) редакцией договора, к которой присоединялся  клиент. В случаях изменения обязательства сторон считаются измененными с момента, указанного в текущей редакции оферты (пп. 2, 3 ст. 423 ГК).

Справочно.
Внесение изменений может быть оформлено любым способом по усмотрению субъекта хозяйствования. Однако какой бы способ ни избрала организация, он должен быть предусмотрен первоначальным текстом договора присоединения (п. 1 ст. 422 ГК).

Формально новая редакция договора может вступать в силу автоматически, без уведомления клиентов об изменениях (если это допускается договором). Субъект хозяйствования также вправе установить, что новые условия оферты применяются только к новым договорам с клиентами.

Рекомендация.
Рекомендуется предоставить клиенту возможность выбора и запросить его согласие продолжить договор на новых условиях (как правило, таким же способом, каким клиент принимал условия первоначального договора — проставлением галочки, нажатием кнопки и др.). Правилом хорошего тона является уведомление клиентов о внесенных изменениях за некоторое время до их вступления в силу.

Бесплатное пользование сайтом, мобильным приложением

Как правило, владелец интернет-сайта или мобильного приложения, через которые клиенты осуществляют заказ товара (услуг, работ), отдельно устанавливает правила использования данного ресурса. Зачастую клиенты пользуются ресурсом как таковым бесплатно.

Такие правила использования ресурса по своей природе также являются договором присоединения, текст которого принимает клиент. Это происходит обычно при первом посещении клиентом сайта (приложения) или в момент создания им личного кабинета (аккаунта) на сайте (в приложении). Для одностороннего изменения субъектом хозяйствования правил пользования ресурсом также необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена в тексте правил (договора).

9529 Shape 1 copy 6Created with Avocode.