Вы на портале

Дополнительные инструменты восстановления платежеспособности компании

Финансовое оздоровление осуществляется по двум основным направлениям: рост оборотных активов при постоянной величине обязательств и уменьшение размера краткосрочных обязательств при неизменном размере оборотных активов. Результатом оздоровления является восстановление положительного денежного потока бизнеса (входящий поток за вычетом исходящего), достаточного для накопления средств на расчеты с кредиторами после окончания санации. В материале рассматривается комплекс мер, которые дополнительно стимулируют процесс финансового оздоровления.

Садовников Станислав
Консультант Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь
377 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Предусмотренные законодательством об урегулировании неплатежеспособности меры основаны на введении моратория на удовлетворение требований кредиторов с приостановкой начисления финансовых санкций. Это позволяет использовать высвобождаемые средства для проведения организационных и экономических мероприятий по улучшению финансового состояния должника, защите активов на период выработки и реализации плана санации, предоставлению новым кредиторам приоритета над досанационными требованиями, запрету получения учредительского дохода и др. Такие меры крайне важны в условиях дефицита денежных средств.

Но одних только прямо предусмотренных законодательством мер недостаточно для эффективного функционирования механизма санации. Необходима совокупность правовых элементов, гибко дополняющих механизм правового регулирования отношений несостоятельности и способствующих оздоровлению. Такие элементы имеют значение для всего института несостоятельности, влияют на его развитие и избавляют его от излишнего регулирования.

Приобретение акций (доли) должника

Одним из важнейших сопутствующих успешной санации элементов является «долг в обмен на акции», применяемый в ряде стран даже в качестве макроэкономического инструмента. 

Справочно.
По информации Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, в Китае будут поддерживаться финансовые учреждения в проведении обмена долговых обязательств на акции заемщика. Этот шаг направлен на снижение долговых рисков частных предприятий и стимулирование развития частного сектора экономики.

Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах) допускается акционирование долгов путем зачета денежных требований к должнику через закрытое размещение акций среди кредиторов (при внесении дополнительных вкладов кредиторы вправе зачесть свои денежные требования к должнику). 

При создании хозяйственных обществ акционеры (участники) учреждают хозяйственные общества (входят в них) и наделяют назначенных ими руководителей правом создавать обязательства перед третьими лицами, оставив за собой получение определенных материальных благ (дивиденды). Вполне оправданно, что такие акционеры (участники) должны нести ответственность в определенных законом случаях за деятельность своих несостоятельных обществ и должны «поделиться» своими долями с теми, кто способствует реабилитации общества. В случае введения санации предоставить шанс спасти ситуацию могут внешние инвесторы-кредиторы, «невидимо» освобождающие должника от непомерного долгового бремени в обмен на участие в управлении хозяйственным обществом.

Поэтому переход к кредиторам права контроля над несостоятельным должником (которых иногда еще нужно уговорить «взвалить на себя» бремя управления) вполне справедлив и не является нарушением права собственности. Отрицательные последствия изменения структуры собственников компенсируются экономическим результатом — оперативным оздоровлением баланса, снижением долговой нагрузки (включая увеличенные проценты, пени и т.д.) и появлением оборотных средств. Как следствие — выход из санации стабильно работающей организации. 

Закон Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — Закон об урегулировании неплатежеспособности) минимизирует возможности для злоупотреблений в процессе вхождения кредиторов в состав акционеров (участников). Не допустить закрытую эмиссию «под долги» может государственный орган, осуществляющий владельческий надзор. Этот орган, например, вправе не согласовать план санации, предусматривающий конвертацию долгов в акции (доли). 

Важно.
Органами, осуществляющими владельческий надзор, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» являются республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Рес­публики Беларусь, Национальный банк, Администрация Президента Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, местные исполнительные и распорядительные органы, структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, государственные объединения, уполномоченные управлять акциями (долями в уставных фондах), принадлежащими государству.

Несмотря на то, что в ст. 116 Закона об урегулировании неплатежеспособности говорится об оплате акций дополнительного выпуска (дополнительных вкладов кредиторов) только денежными средст­вами, из ст. 29, 76 и 105 Закона о хозобществах, по нашему мнению, следует тождественность зачета денежных требований такой оплате.

Мировое соглашение с налоговыми органами

Мировое соглашение также является важным механизмом реструктуризации задолженности организаций, находящихся в сложном финансовом положении. Практика показала, что совместная работа кредиторов и антикризисного менеджмента по поиску путей спасения зачастую не достигает успеха, так как кредиторы находятся в неравных условиях.

Банки, контрагенты организации-должника свободны в принятии решений об отсрочке (рассрочке) выплаты долгов. В случае разработки антикризисным управляющим экономически обоснованного графика погашения платежей указанные кредиторы могут поддержать проект соответствующего мирового соглашения, заключаемого с санируемым предприятием. В то же время до 2023 г. налоговые органы были лишены такой возможности, поскольку обязательные налоговые платежи не могли быть предметом гражданско-правовых соглашений. Это существенно демотивировало остальных кредиторов инициировать такое соглашение и сдерживало процесс реабилитации предприятий.

После вступления в силу Закона об урегулировании неплатежеспособности налоговые органы также имеют право участвовать наряду с другими кредиторами в заключении мировых соглашений в санации, предусматривающих изменение установленного законодательством срока и размера уплаты платежей в бюджет. Следствием заключения ими таких мировых соглашений является возвращение на рынок стабильно работающего субъекта хозяйствования, уплачивающего в полном объеме все причитающиеся платежи после завершения санации.

Продажа неиспользуемых активов без согласования с МАРТ

В ходе имущественной реструктуризации санируемого предприятия возможна продажа неиспользуемых или непрофильных активов (в том числе структурных подразделений), долгосрочных финансовых вложений. При заключении крупных сделок с такими активами, влекущих экономическую концентрацию, согласование антимонопольного органа не требуется. Данное упрощение процедуры позволяет  повысить вероятность восстановления платежеспособности.

Привлечение государственной финансовой поддержки

На основании ст. 12 Закона об урегулировании неплатежеспособности исполкомы обязываются сопровождать весь процесс санации частных компаний на своей территории. Реализация санируемым предприятием плана с привлечением государственной финансовой поддержки, инициируемого исполкомом совместно с управляющим, может являться одной из форм мероприятий по восстановлению платежеспособности. 

Статьями 10 и 11 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (в редакции, вступающей в силу с 1 октября 2024 г.) устанавливается возможность оказания государственной финансовой поддержки санируемым субъектам малого и среднего предпринимательства. Механизм оказания такой поддержки закреплен Положением о порядке и условиях (критериях) предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 459.

Участие в государственных закупках 

Проведение государственной закупки товаров, работ и услуг (в том числе в долгосрочной форме поставки, контрактации, госзаказа и т.д.) также является действенным способом восстановления платежеспособности. Однако для участия в закупках необходимо соответствие установленным требованиям.

После внесения изменений в Закон Рес­публики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», которые вступили в силу с 04.08.2024, требование об отсутствии у участника закупок налоговой задолженности и задолженности в бюджет Фонда социальной защиты населения (к которым в санации применяется мораторий) не распространяется на санируемое предприятие.

Создание на базе имущества должника новой организации

Предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее — Указ № 253) замещение активов позволяет рассчитаться с кредиторами посредством создания на базе имущества должника нового или нескольких предприятий (не имеющих долгов) с последующей реализацией их акций (долей в уставных фондах). Следует обратить внимание, что эта мера применима только к сельскохозяйственным организациям. 

Задача замещения активов заключается в получении значительно больших денежных средств при реализации, чем продажа имущества обособленно. При этом потенциальный покупатель (приобретатель) получает полностью укомплектованное предприятие, обладающее соответствующими компетенциями, квалификациями, персоналом, лицензиями и иными нематериальными активами.

По нашему мнению, с учетом перехода к антикризисному управляющему полномочий органов управления должника установленный Указом № 253 механизм создания новых предприятий на базе должника может осуществляться и в отношении иных (несельскохозяйственных) предприятий в рамках законодательства об урегулировании неплатежеспособности.

Предложения по дополнительным мерам санации

Прощение долга

Следует отметить, что предусмотренная ст. 385 ГК возможность освобождения кредитором должника полностью или частично от обязательств как инструмент санации практически не применяется. Смягчение долгового бремени в виде полного и частичного прощения долга является для должников налогооблагаемым доходом, а для кредиторов это убытки. Исходя из этого, представляется целесо-

образным рассмотреть возможность налогового льготирования сторон сделки прощения долга исключительно для санации. Польза в виде возврата в экономику стабильно работающей организации в обмен на определенные налоговые льготы несомненна.

Реализация акций (долей) с отделением пассивов

Заслуживает изучения предложенная в так называемом российском «мегапроекте» по корректировке Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» процедура реализации принадлежащих участникам акций (долей в уставном капитале должника) с отделением пассивов (если операционная деятельность должника является безубыточной). 

Справочно.
Законопроект № 1172553-7 об изменениях Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесен в Госдуму Российской Федерации в мае 2021 г. (короткая ссылка — clck.ru/3DTGDf).

Вырученные на аукционе таким способом денежные средства направляются кредиторам. Целью процедуры является списание долгов работающего бизнеса, смена собственников и предоставление «нового старта» (при этом решения органов управления и согласия участников должника не требуется).

По нашему мнению, данный инструмент основан на концепции антикризисного менеджера как «принудительного» (по закону) доверительного управляющего всеми акциями (долями в уставном фонде) несостоятельного должника и обладающего правом распоряжения ими.

Преимуществами процедуры являются кардинальное упрощение всего процесса расчета с кредиторами, сохранение должника как экономической единицы (на рынке оборачиваются только акции или доли), значительная экономия средств (исключается переоформление или регистрация всех прав на имущество, включая недвижимость, не требуется создание имущественных комплексов и т.д.). Новые акционеры (участники) получают свободное от долгов предприятие (не погашенные выручкой от продажи акций (долей) долги списываются).

Резюме:
1. Для обеспечения финансового оздоровления имеет значение не просто выполнение управляющим нормативно определенного минимума законодательных норм об урегулировании неплатежеспособности, а компетентные управленческие решения в рамках иного законодательства. В результате комплексного применения инструментов различных отраслей права обеспечивается эффективная санация должника.
2. Предложенный комплекс мер не является исчерпывающим. В случае соответствующей корректировки законодательства список мер для восстановления проблемных организаций можно существенно расширить.

377 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме