Вопрос:
Вправе ли организатор процедуры закупки за счет собственных средств устанавливать в документации следующие условия допуска участников к процедуре закупки:
- допускаются к процедуре только те участники, которые предлагают отсрочку платежа;
- допускаются к процедуре только те участники, которые зарегистрированы на территории г. Минска?
Ответ:
- да, вправе;
- нет, не вправе.
Исходя из предписаний подп. 2.5 и 2.6 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229) организация, осуществляющая закупку товаров (работ, услуг) в соответствии с этим постановлением, вправе установить в документации о закупке требования к участникам проводимых ею конкурентных процедур. При этом такие требования должны соответствовать порядку закупок за счет собственных средств, имеющемуся в этой организации, утвержденному с учетом требований постановления № 229.
Вместе с тем отметим, что согласно подп. 2.5 п. 2 постановления № 229 юридическому лицу, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, предоставлено право быть участниками конкурентной процедуры независимо от:
- организационно-правовой формы;
- формы собственности;
- места нахождения;
- места происхождения капитала.
Исключения из названного права предусмотрены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (данный реестр ведет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь);
- включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (данный реестр ведет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь);
- не являющихся производителями или их сбытовыми организациями (официальными торговыми представителями) в случае обеспечения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) в соответствии с частью четвертой подп. 2.5 п. 2 постановления № 229;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, организация, осуществляющая закупку товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением № 229, вправе указать в документации в качестве условия, предполагаемого к отражению в договоре, отсрочку платежа, что не является, по нашему мнению, требованием к участнику, а составляет условие договора, равно как и предмет закупки, форма оплаты и др. Однако необходимо также учитывать иные требования законодательства, устанавливающего нормы по оплате товара после его поставки (выполнения работы, оказания услуги) в отдельных сферах или в сферах оборота отдельных товаров (работ, услуг), в том числе обязательных для применения в отношении поставщиков определенных товаров.
Установление к юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, которые могут быть участниками процедуры, такого требования, как регистрация на территории г. Минска, противоречит части второй подп. 2.5 п. 2 постановления № 229. Более того, данное требование может рассматриваться в качестве действия субъектов хозяйствования, ограничивающего конкуренцию, запрет на которое установлен законодательством о противодействии монополистической деятельности.
по теме