Чем продиктована необходимость принятия новых норм?
Актуальность принятия нового нормативного акта, регулирующего порядок проведения электронных торгов в процедурах банкротства, вызвана тем, что активным участником этого рынка стало Министерство экономики в лице учрежденного им РУП «Информационный центр Министерства экономики Республики Беларусь», являющегося оператором одной из электронных торговых площадок.
Накопленный опыт проведения электронных торгов выявил целый ряд вопросов, которые не находят своего отражения в действующем постановлении № 100. Поэтому Проект ориентирован на решение основных задач, требующих уточнений и корректировок:
— ускорение проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства);
— устранение риска возникновения коррупционных преступлений, связанных с реализацией имущества в процедурах банкротства;
— получение полных и достоверных данных о реализации лотов;
— предоставление возможности судам и кредиторам обеспечить полный удаленный контроль за прозрачностью торгов и их результатами.
Отметим, что разработчики также решают задачи по установлению требований к операторам электронных торговых площадок, порядку оформления и проведения электронных торгов, устанавливают принципиально новый метод проведения торгов — с понижением цены.
Требования к юридическим лицам: никакой лояльности?
Проектом определяются требования к юридическим лицам, уполномоченным на проведение электронных торгов по продаже имущества в процедурах экономической несостоятельности (банкротства). Такие юридические лица должны:
— являться субъектом торговли, специализированной организацией, обеспечивающими функционирование электронной торговой площадки с размещением серверного оборудования, с помощью которого проводятся электронные торги, на территории Республики Беларусь;
— не находиться на стадии ликвидации юридического лица;
— не быть признаны судом, рассматривающим экономические дела, банкротом с ликвидацией.
Справочно.
Действующее постановление № 100 не предъявляет требований к организаторам электронных торгов, что позволяет любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, организовавшему работу соответствующего интернет-сайта, выступать в качестве оператора электронной торговой площадки.
Обращает на себя внимание тот факт, что данные требования предъявляются к юридическим лицам, уполномоченным на проведение электронных торгов. Надо полагать, это свидетельствует о том, что в дальнейшем в качестве организаторов таких торгов смогут выступать исключительно юридические лица, хотя прямо такое ограничение не декларируется.
Справочно.
Требования устанавливаются в отношении не просто юридических лиц, а юридических лиц, уполномоченных на проведение электронных торгов. Однако в Проекте отсутствуют указания на необходимость в некоем специальном порядке получать полномочия на проведение электронных торгов.
Проектом устанавливаются достаточно лояльные требования к электронным торговым площадкам, при этом неясным остается вопрос о получении полномочий на проведение электронных торгов в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).
Торги: возможно участие по нескольким лотам?
Порядок проведения электронных торгов в предлагаемом разработчиками виде в основном направлен на формализацию устоявшихся правил проведения торгов, апробированных опытом действующих электронных торговых площадок.
Однако некоторые элементы правил проведения торгов представляются небесспорными. Так, например, в п. 9 Порядка проведения электронных торгов закреплено, что лицо, желающее принять участие в электронных торгах в отношении нескольких лотов, вносит задатки в размере, установленном для каждого из этих лотов; по каждому лоту допускается внесение одного задатка.
Таким образом, представляется, что разработчики допускают возможность проведения так называемых «многолотовых» аукционов, в то время как действующие правила проведения электронных торгов предполагают проведение однолотовых аукционов.
Разница между многолотовыми и однолотовыми аукционами состоит в том, что многолотовые электронные аукционы представляют собой буквальный способ повторить форму проведения аукциона «с молотком», в то время как для электронных торгов такое повторение способа проведения торгов не требуется.
Справочно.
Электронные торговые торги позволяют эффективно реализовывать способ проведения торгов по принципу «один лот – одни торги», что и является преимуществом электронных торгов перед традиционными торгами «с молотком».
Цена может быть понижена?
Наиболее же существенная новация, предлагаемая разработчиками Проекта, состоит в установлении нового метода проведения торгов — торгов с понижением цены имущества.
Пунктом 12 Порядка о проведении электронных торгов устанавливается положение о том, что электронные торги проводятся методом повышения или понижения начальной цены. В ходе электронных торгов начальная цена лота ежечасно, начиная со второго часа проведения электронных торгов при отсутствии ставок на повышение начальной цены, снижается равными долями до минимальной цены лота. При этом минимальная цена лота, выставляемого на первые электронные торги, устанавливается путем снижения начальной цены не более чем на 40 %.
Справочно.
Допускается понижение первоначальной цены по определенному алгоритму, но предмет торгов не может быть продан по цене ниже установленной минимальной цены.
Таким образом, зарегистрированные участники торгов получают возможность приступить к аукционным торгам не по начальной цене, а по такой цене, сниженной на 40 %. Снижение цены в «автоматическом» режиме прекращается первой сделанной ставкой участников торгов.
Справочно.
Если торги не состоялись или их результаты были аннулированы, повторные торги должны быть проведены не позднее 45 дней со дня установления такого обстоятельства.
Каков механизм корректировки цены?
Начальная стоимость предмета торгов, выставляемого на повторные торги, снижается не более чем на 30 %. Минимальная цена лота, выставляемого на повторные электронные торги, устанавливается путем снижения начальной цены не более чем на 80 %.
Необходимо обратить внимание, что первоначальная и минимальная цена устанавливается в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) – по результатам оценки, с одобрения собрания (комитета) кредиторов и после утверждения экономическим судом.
Предлагаемый порядок предусматривает, что цена любого выставляемого на торги и повторные торги имущества не может быть снижена менее чем на 80 %. При этом в случае, если собрание (комитет) кредиторов не будут согласовывать снижение минимальной цены до предельных значений (30 и 80 % соответственно), то предельным размером снижения цены имущества на торгах станет 30 % от цены оценки.
Справочно.
Устанавливается, что споры о признании результатов электронных торгов недействительными разрешаются в судебном порядке.
Представляется, что предлагаемый разработчиками метод проведения торгов с понижением цены будет эффективно работать в случае одобрения собранием (комитетом) кредиторов минимальных цен в заданных диапазонах.
Чем полезны нововведения?
К несомненным достоинствам предлагаемого Порядка проведения электронных торгов следует отнести требования по обеспечению прозрачности и открытости проведения электронных торгов, а также предлагаемого механизма торгов с понижением цены. В случае согласия кредиторов должника в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) на снижение минимальной цены в пределах, предусмотренных Порядком проведения электронных торгов, сроки проведения торгов и реализации имущества банкротов могут значительно сократиться, а их эффективность — повыситься.
Неидеальный Проект?
В то же время Проект не избавлен от недостатков: неоднозначно и неточно определена функция антикризисного управляющего при проведении электронных торгов, что вызывает самые серьезные нарекания. Непонятно стремление регулятора повторить механизм проведения торгов «с молотком» в электронном виде. Так, одновременно устанавливается, что антикризисный управляющий организует электронные торги, а также:
— определяет электронную торговую площадку и заключает договор на оказание услуг по проведению электронных торгов;
— размещает сообщение о проведении торгов на сайте оператора электронной торговой площадки;
— размещает на сайте оператора электронной торговой площадки изображения предмета электронных торгов;
— обеспечивает возврат должником задатка всем участникам электронных торгов.
Это приводит к смешению функций организатора торгов, оператора электронной торговой площадки и собственно антикризисного управляющего в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
Вызывают обоснованные нарекания как технические, так и организационные возможности реализации распределения функций управляющего и оператора электронной торговой площадки при проведении торгов. Требования к операторам электронных торговых площадок, по нашему мнению, недостаточны в вопросах наличия и следования регламентам проведения электронных торгов, ответственности за нарушение установленного порядка проведения торгов, что не защищает добросовестных участников торгов от последствий таких нарушений.
При этом Проект оперирует понятием «уполномоченное юридическое лицо», значение которого не раскрывается в нормативных правовых актах.