Полностью разделяю мнение о том, что работа с проблемной задолженностью должна быть встроена в общую систему и политику работы с клиентом, начиная с отдела продаж, при тесном сотрудничестве с менеджерами компании. Только зная бизнес клиента, его положение на рынке, экономические взаимосвязи, можно выстроить схему, бизнес-проект для погашения проблемной задолженности в короткий срок. А лучше всего, конечно, заниматься профилактикой образования проблемной задолженности, она должна быть интегрирована в бизнес-процесс.
Как показывает практика, использование бизнес-процесса для прекращения проблемных долгов является на сегодняшний день самым эффективным. Наличие судебного постановления и исполнительного документа не гарантирует реального погашения задолженности. Должники используют имеющиеся правовые возможности для уклонения от расчетов с кредиторами (принятие решения о реорганизации с последующей ликвидацией и другие процедуры).
Очень интересным видится опыт мотивирования сотрудников компании для погашения проблемных долгов.
Полезным и новым оказался совет, который мы начали применять на практике: при взыскании задолженности за границей обращаться в посольство Республики Беларусь в иностранном государстве (в торговый отдел) с целью оказания содействия в погашении проблемной задолженности. Посольство использует административный дипломатический ресурс при взаимодействии с местными представителями власти и бизнеса. Мы также задействуем местные торгово-промышленные палаты, которые напрямую могут обратиться к должнику в целях выработки решения для погашения задолженности, предоставить полезную информацию о контрагенте, повысить репутационный риск недобросовестного контрагента как участника гражданских правоотношений, что в конечном счете побуждает должника рассчитаться с кредитором.