Вы на портале

Если контрагент оказался в реестре

Если поставщик оказался в реестре «лжепредпринимателей», существует высокий риск того, что покупатель получит предписание о добровольной уплате налогов, поскольку первичные учетные документы, переданные этим поставщиком, не имеют юридической силы. Что делать в такой ситуации: платить или не платить? Если покупатель решил не платить, то необходимо собрать максимум доказательств, подтверждающих действительность хозяйственной операции и первичных учетных документов.
Обновлено
Малахова Анастасия
Малахова Анастасия

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Березуцкая Наталья
Березуцкая Наталья

Адвокат адвокатского бюро «Дубовец и партнеры»

3060 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Юридическая сила первичного учетного документа

Как определено п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете», каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу (подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», далее — Указ № 488).

Это означает, что хозяйственная операция, отраженная в первичном учетном документе, должна быть действительной, реальной. Таким образом, документальным подтверждением факта совершения хозяйственной операции является первичный учетный документ, который:

  • составлен в соответствии с требованиями законодательства;
  • отражает хозяйственную операцию, которая действительно была совершена.

Доказательства, опровергающие хозяйственную операцию

Контролирующий орган в результате проведенной в пределах его компетенции проверки может признать первичный учетный документ не имеющим юридической силы, если есть доказательства, опровергающие факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции (часть вторая подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).

На практике доказательствами, опровергающими факт совершения хозяйственной операции, могут являться:

  • отсутствие у организации-поставщика документов, подтверждающих приобретение соответствующего товара;
  • отсутствие у организации-поставщика бухгалтерского учета осуществляемой деятельности;
  • показания физических лиц, которые указаны в накладной как участники операции, о том, что они не участвовали в совершении операции (в организации-поставщике не работали, отпуск товара не производили, накладную не подписывали, перевозку в качестве водителя не осуществляли);
  • установление факта отсутствия фактического нахождения организации-поставщика по адресу, указанному в накладной как пункт отгрузки товара;
  • установление факта принадлежности транспортного средства иному лицу;
  • транспортное средство, указанное в накладной, не предназначено для перевозки указанного груза по количеству или габаритным размерам;
  • не существует физических лиц, чьи паспортные данные указаны в накладной, доверенности на отпуск товара.

Проверка накладных

С 1 января 2013 г. согласно подп. 1.9 п. 1 Указа № 488 субъекты хозяйствования обязаны:

  1. проверять первичные учетные документы на предмет их соответствия требованиям законодательства;
  2. проверять первичные учетные документы на предмет их принадлежности отправителю товара (если они оформлены от имени хозяйствующего субъекта Республики Беларусь);
  3. проверять действительность бланка первичного учетного документа (если он оформлен от имени хозяйствующего субъекта Республики Беларусь).

В последних двух случаях проверка проводится по электронному банку данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее — ЭБД) по адресу http://blank.bisc.by/.

Практическая ситуация

Субъект хозяйствования в 2014 г. получил товар по накладной, предварительно проведя проверку поставщика по реестру коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере* (далее — реестр). На момент проверки поставщика в реестре не было. В 2015 г. субъект хозяйствования обнаружил, что этот поставщик уже включен в реестр.

* Реестр опубликован на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по адресу http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/ — Прим. ред.

Действия покупателя

В случае обнаружения факта включения поставщика в реестр необходимо:

  1. по данным, размещенным в ЭБД, перепроверить принадлежность имеющейся приходной накладной поставщику товара, а также наличие информации о недействительности накладных;
  2. восстановить историю приобретения товара именно у этого поставщика: как стало известно о данном поставщике, почему он был выбран, как проводились переговоры с поставщиком, как осуществлялось заключение договора.
    Соответствующие письменные объяснения могут быть запрошены от сотрудников организации. Если выбор поставщика осуществлялся на основании рекламы, размещенной в СМИ, то целесообразно найти соответствующие материалы, в том числе предложения, которые предоставлялись поставщиком до момента заключения договора;
  3. восстановить последовательно всю цепочку реализации (продажи) товара — от производителя до поставщика, а в отношении иностранного товара — от первого импортера (в том случае, если поставщик товара не являлся его производителем).

После получения предписания органа финансовых расследований (далее — ОФР) субъект хозяйствования с учетом самостоятельно собранных доказательств должен принять решение о добровольной уплате налогов на основании предписания либо о подаче возражений на предписание. В последнем случае необходимо будет также обжаловать выводы о недействительности первичных учетных документов, которые будут отражены в акте проверки.

Субъект хозяйствования вправе подать уточненные налоговые декларации и произвести доплату налогов и до момента получения предписания. Однако если в ЭБД нет сведений о недействительности соответствующих накладных (при условии, что они зарегистрированы за поставщиком товара, включенным в реестр), то добровольная уплата налога без предписания будет означать самостоятельное признание субъектом хозяйствования недостоверности сведений о хозяйственной операции, отраженной в накладных. Вместе с тем полагаем, что эти действия не должны квалифицироваться как признание должностным лицом вины в том, что оно заключало сделку с субъектом, включенным в реестр, с целью незаконной минимизации налогов.

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Поскольку субъект хозяйствования не обладает полномочиями ОФР по проверке деятельности поставщика, то ему целесообразно дождаться решения (вывода) ОФР о недействительности приходных накладных, которое будет отражено в предписании, и принимать решение о выполнении соответствующего предписания. 

Действия поставщика

На практике вывод о недействительности накладных на отгрузку товара может быть сделан тогда, когда факт реализации товара не оспаривается (например, доказаны факты изготовления и отгрузки товара), но не доказан факт получения товара уполномоченными лицами покупателя. Например, когда установлено, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве директора покупателя, никогда не выполняло функции исполнительного органа этой организации, не подписывало договоры от ее имени, не оформляло доверенности на получение товара; когда установлено, что от имени организации действовали либо неустановленные лица, либо установленные лица, но не имевшие надлежащих полномочий (например, действовали по доверенности, оформленной лицом, которое не было директором).

Как и в предыдущей ситуации, неблагоприятные последствия в виде доначисления налогов (подп. 1.11.2 п. 1 Указа № 488) для субъекта хозяйствования — поставщика наступят, если контролирующими органами будет сделан вывод о том, что накладные на реализацию товара не имеют юридической силы. Однако она отличается от ранее рассмотренной тем, что основная доказательственная база факта совершения хозяйственной операции по реализации товара сконцентрирована у самого субъекта хозяйствования — поставщика.

Так, у субъекта хозяйствования должны быть доказательства, подтверждающие:

  • приобретение либо изготовление (если субъект хозяйствования является производителем) товара;
  • отгрузку товара представителю покупателя.

Дополнительно мы рекомендуем:

  1. запросить письменные объяснения у своих работников об обстоятельствах заключения договора.
    Необходимо, чтобы работники предоставили сведения о том, как был заключен договор с покупателем, кто участвовал в переговорах от имени покупателя, какие документы были предоставлены лицом, действующим от имени покупателя при заключении договора (копии паспорта, копии протокола о назначении директором, доверенности на действие от имени покупателя и др.);
  2. собрать письменные объяснения работников о том, как производилась отгрузка товара, если товар поставлялся на условиях самовывоза.
    Следует выяснить, кто прибыл для получения товара, какие документы были предоставлены, как осуществлялись погрузка и убытие транспортного средства, имеется ли фиксация факта прибытия и убытия транспортного средства (ведение журналов, видеозапись, иные способы).

Как и в предыдущей ситуации, субъекту хозяйствования стоит дождаться предписания об уплате налогов и принимать решение о добровольной уплате на основании предписания либо о подаче возражений.

3060 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме