Ответ: Для целей бухгалтерского учета передача при реорганизации (в том числе выделении) прав и обязанностей означает передачу по разделительному балансу имущества (активов), обязательств и собственного капитала новому субъекту хозяйствования, создаваемому в результате реорганизации. Конкретный порядок такой процедуры законодательством не определен и устанавливается либо в уставе хозяйственного общества, либо общим собранием участников общества. В частности, общее собрание участников должно определить, какое именно имущество должно быть передано новой организации для внесения его в качестве доли в уставный фонд.
К сведению.
Исходя из смысла ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» в бухгалтерском учете под имуществом организации понимают ее активы, а именно — недвижимость, оборудование, материалы, денежные средства, финансовые вложения, дебиторскую задолженность и т.д.
В соответствии с п. 9, ч. 4 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, и пп. 6, 10 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, неденежное имущество (товарно-материальные ценности) передается в счет вклада в уставный фонд по стоимости, согласованной в учредительных документах, которая подтверждается обязательной оценкой.
Передача активов является хозяйственной операцией, для отражения которой необходимо составить первичный учетный документ (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности», далее — Закон о бухучете).
В зависимости от вида актива оформляется соответствующий первичный документ, который отразит в учете ООО «А» списание актива, а в учете ООО «Б» — его поступление.
При выбытии и принятии к учету товарно-материальных ценностей составляется товарно-транспортная накладная или товарная накладная (Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58).
При передаче основных средств и (или) нематериальных активов составляются акт о приеме-передаче основных средств и (или) акт о приеме-передаче нематериальных активов в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23.
Вопрос: Какие бухгалтерские проводки необходимо выполнить?
Ответ: Согласно п. 11 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50), ООО «А» должно отразить передачу имущества в счет вклада в уставный фонд ООО «Б» с использованием счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» субсчет «Вклады в уставные фонды других организаций».
Для отражения операций по счету 06 «Долгосрочные финансовые вложения» субсчет «Вклады в уставные фонды других организаций» оформляется бухгалтерская справка, которая должна содержать обязательные реквизиты первичного документа, определенные п. 2 ст. 10 Закона о бухучете.
В зависимости от вида имущества, которое вносится в счет вклада в уставный фонд ООО «Б», ООО «А» сделает следующие бухгалтерские записи:
В бухгалтерском учете ООО «Б» должны отражаться формирование уставного фонда и задолженность ООО «А» по вкладам в уставный фонд с последующим ее погашением.
Для бухгалтерского учета расчетов с собственниками имущества (учредителями, участниками) организации по вкладам в ее уставный фонд используют счет 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» (ч. 3 п. 58 Инструкции № 50).
По счету 75 «Расчеты с учредителями» ООО «Б» должно составить следующие бухгалтерские записи в зависимости от вносимого имущества и вклада в уставный фонд: