Вы на портале

Формы взаимодействия с судебными исполнителями

Сегодня, когда размеры просроченной задолженности растут, а стоимость белорусского рубля снижается, для компаний особенно важно организовать быстрое и эффективное исполнение судебных решений. Выполнение этой задачи невозможно без взаимодействия с судебными исполнителями. Контроль за ходом исполнительного производства необходимо осуществлять на всех этапах. Можно выделить два режима работы с судебным исполнителем: текущий и жесткий.

Обновлено
Кирилюк Михаил
Кирилюк Михаил

Адвокат, учредитель ООО «МК-Консалтинг»

3167 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

За 10 лет работы с белорусскими судебными исполнителями сложилось определенное субъективное мнение об очередности дел, по которой работает исполнитель:

  • в первую очередь — с делами, которые находятся на контроле у начальства;
  • во вторую очередь — с делами, которые обещают легкое и успешное завершение (например, крупный долг платежеспособного предприятия, у которого имеются высоколиквидные активы);
  • в третью очередь — с «проблемными» взыскателями, которые настойчиво выясняют все детали и не прекращают активных действий до достижения результата.

Соответственно, если ваше дело не относится ко второй категории и у вас нет возможности перевести его в первую, необходимо дать понять, что вы — именно тот взыскатель, который не остановится, пока не исчерпает все доступные юридические формы воздействия.

Часто руководители недооценивают важность скорейшего возбуждения исполнительного производства. Многие, выставив платежное требование к счету должника, на этом и останавливаются, пребывая в ожидании поступления средств, в то время как должник продолжает деятельность, открыв счет в другом банке либо заключив договор перевода долга (уступки права требования). Кто-то принимает на веру манипуляции должника («Если подождешь — я с тобой первым рассчитаюсь, а если передашь дело исполнителям — буду гасить тебе долг последнему»). Однако до тех пор, пока согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее — ХПК) требования взыскателей в исполнительном производстве удовлетворяются в хронологическом порядке (платежи в пределах одной и той же очереди распределяются по дате регистрации исполнительных производств на основании подп. 5 п. 154 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21), необходимо начинать принудительное исполнение как можно раньше.

Если судебный исполнитель что-то «забудет», «перепутает» и в результате вы утратите возможность взыскания, то последствием ваших жалоб для судебного исполнителя будет в большинстве случаев дисциплинарная ответственность (выговор, депремирование), а в исключительных случаях — увольнение. Случаи привлечения судебных исполнителей к имущественной либо уголовной ответственности за причинение своим бездействием (действиями) вреда взыскателю нам неизвестны.

Пример 1.

Исполнитель экономического суда своевременно не направил запрос в орган по регистрации недвижимости и не выяснил, что у должника имеется недвижимое имущество, в результате чего не были приняты обеспечительные меры по наложению запрета на отчуждение указанной недвижимости. По прошествии некоторого времени после возбуждения нескольких исполнительных производств должник реализовал недвижимость в адрес руководителя в качестве отступного. Таким образом, дальнейшее исполнение судебных решений стало невозможным без признания указанной сделки недействительной. Но при должном контроле за действиями судебного исполнителя данное негативное последствие можно было бы предотвратить, затратив гораздо меньше усилий.

Мы выделяем два режима работы с судебным исполнителем: текущий и жесткий.

Текущий режим работы с судебным исполнителем

В текущем режиме по умолчанию идет работа по исполнительным производствам до того момента, пока со стороны исполнителя не произойдет нарушений инструкции по исполнительному производству, иных нарушений законодательства либо не будет выявлено признаков его явной заинтересованности на стороне должника.

В первую очередь, судебному исполнителю направляется типовой запрос с требованием совершить все стандартные действия по обеспечению исполнения судебного решения: выставить требования к расчетным счетам, установить запрет на отчуждение имущества и т.д.

Затем взыскатель должен выждать какое-то время, как правило, 2–3 недели до момента, пока исполнитель не получит ответы на запросы:

  1. из инспекции по налогам и сборам — о наличии счетов в банках должника;
  2. из уполномоченных органов — о наличии у должника транспортных средств, недвижимости;
  3. от руководителя должника — о дебиторской задолженности, товарах, материалах, основных средствах, на которые может быть обращено взыскание.

После этого рекомендуется знакомиться с делом исполнительного производства (делать это раньше не имеет смысла, поскольку в деле не будет необходимых документов). Однако если в отношении данного должника уже были возбуждены и продолжают осуществляться исполнительные производства, то информацию о состоянии дел должника можно будет получить уже на следующий день после возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнитель успел отправить запросы по предыдущим взыскателям.

Исходя из полученной информации, следует выбирать и принимать меры для скорейшего исполнения судебного решения.

Эффективность письменных запросов с требованием проинформировать о текущем состоянии дел либо осуществить какое-либо исполнительное действие, если их не подкреплять телефонными звонками и личными беседами с исполнителем (его начальником), стремится к нулю. Тем не менее важно, даже получив устное обещание исполнителя совершить некое действие либо удовлетворить ваше ходатайство, подкреплять устные беседы письменным запросом. Разбирая спорную ситуацию, начальник органа принудительного исполнения (далее — ОПИ), управления принудительного исполнения (далее — УПИ) будет в первую очередь обращать внимание на наличие письменных запросов от взыскателя и то, какие действия являлись ответом на них.

Телефонные звонки могут быть эффективны для текущего контроля состояния дел простых исполнительных производств; минусом является необходимость тратить большое количество времени на дозвон.

Личный визит — самый эффективный способ взаимодействия с судебным исполнителем. Плюсом является также возможность на месте ознакомиться с материалами исполнительного производства и снять фотокопии. Зачастую при просмотре документов юрист может выяснить неожиданные подробности, которые при звонке по телефону могли бы остаться для него неизвестными. Минусом такого способа является времязатратность.

Жесткий режим работы с судебным исполнителем

В жестком режиме с судебными исполнителями лучше работать в тех случаях, когда иные возможности исчерпаны. Исполнитель наделен широким кругом полномочий, и в случае конфликта дальнейшая работа по исполнительному производству может быть значительно затруднена.

Однако следует немедленно принимать меры воздействия, когда очевидно, что, несмотря на проведенные беседы, в результате действий (бездействия) исполнителя возможность исполнения судебного решения может быть утрачена.

В первую очередь, можно обратиться за помощью к непосредственному начальнику судебного исполнителя — начальнику ОПИ либо его заместителю и устно донести необходимость совершения исполнителем каких-либо действий. Зачастую указания начальника бывает достаточно.

В случае, если начальник ОПИ либо его заместитель не согласны с позицией взыскателя, можно попробовать (однократно, поскольку время дорого) обратиться к начальнику (заместителю начальника) УПИ. В таком устном обращении есть практические плюсы по сравнению с письменной жалобой:

  • при положительном исходе вопрос разрешается в течение нескольких дней, в то время как при письменной жалобе срок рассмотрения с учетом доставки почты составляет 2–4 недели;
  • от ОПИ (УПИ) не требуется письменно признавать свои ошибки, что для любого государственного органа весьма болезненно;
  • у вас намного больше шансов донести свою позицию до (зам)начальника ОПИ (УПИ) в устной беседе, чем в письменной жалобе, поскольку в любом случае перед рассмотрением жалобы свою позицию начальнику будет доносить судебный исполнитель.

Пример 2.

У ООО «А» имелась недвижимость. Объект зарегистрирован на ООО «А плюс», которое было реорганизовано путем присоединения к ООО «А». Изменения в регистрационные документы на объекты недвижимости ООО «А» не вносило. В результате база кадастрового агентства выдавала сведения об отсутствии недвижимости у ООО «А».
Юристы взыскателя представили судебному исполнителю ответы управления ЕГР о том, что ООО «А» является правопреемником ООО «А плюс».
Судебный исполнитель направил запросы о запрете на отчуждение недвижимого имущества, однако они были составлены не по форме. Повторно направлять запросы судебный исполнитель отказался. Юрист обратился к заместителю начальника ОПИ. В результате судебный исполнитель получил прямое указание непосредственного начальника и требования взыскателя были выполнены.

Устное обращение к начальнику ОПИ (УПИ) — это наиболее быстрый способ с обратной связью, которую можно оценить немедленно. Если на уровне начальника ОПИ (УПИ) обращения игнорируются, следует немедленно принимать меры по обжалованию действий либо решений судебного исполнителя.

К сведению.

Статьей 353 ХПК установлена обязательность обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) перед обращением в суд.

3167 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме